Bahh Tee – о доходах с песен и 26 миллионах просмотров на YouTube

Скачать
Слушать в iTunes
Слушать ВКонтакте

Артистология. Седьмой выпуск. Гость – Bahh Tee, независимый артист.

Из выпуска вы узнаете:

  • Как клип «Ты меня не стоишь» набрал 26 миллионов просмотров на YouTube?
  • Как удалось набрать 500 000 подписчиков в группе ВКонтакте?
  • Какие источники дохода есть у независимого артиста? В каких пропорциях они находятся?
  • Как выступать мало, но при этом не терять в деньгах?
  • Как писать треки так, чтобы удерживать внимание слушателя?
  • Сколько можно заработать с продаж одного трека?
  • Чем хорошее издательство отличается от плохого?
  • Какие возможности для промо дает сотрудничество с VK?
  • Насколько важно для артиста попадание на радио сегодня?
  • Нужно ли что-то делать, чтобы защитить авторские права?

Сокращенную текстовую версию интервью читайте ниже.


Бахтияр, привет! Расскажи коротко о своем пути как артиста
Началось все с желания писать стихи, а позже – песни. Петь я не умел, музыкального образования не было. Самым доступным жанром был хип-хоп. Вокальные данные не нужны. Главное – чувство ритма и понимание музыки.

Собрал группу в интернете. Тогда еще не было социальных сетей, это было в конце 2005 года. В начале 2006 года вышла наша первая песня. Ближе к концу 2006 года я отделился и стал продвигаться сольно. К тому времени мы выпустили несколько песен и приняли участие в культовом фестивале «Кофемолка».

В том же 2006 году, уже как сольный артист, я принял участие в «Сникерс Урбания». Но проиграл в финале Москвы. В 2007 году выпустил первый сольный альбом. Мне было 18 лет. Digital-площадок продаж не было, все продавалось на дисках. Этот альбом вышел одновременно с альбомом Гуфа «Город дорог». Он был провальным и ничего не принес.

Я понял, музыка – не мое. Но любовь к сочинительству осталась. Я пошел служить и продолжал писать. Решил, что нужно набить руку в написании куплетов, чтобы выработался свой слог. Следующие 2-3 года я в этом совершенствовался. Каждый день ставил цель сочинить хотя бы 16 строк – классический куплет.

В 2009 году опять начал записывать трки в домашней студии. Записал альбом из 15 лирических песен. Мне показалось, этого достаточно для одного инфо-повода, а я хотел создать два. Поэтому сделал из этих песен два мини-альбома и выпустил их в январе и марте 2010 года. Это сыграло свою роль.

Первый скачала тысяча человек. Второй, в марте, уже ждали. Это было несколько тысяч скачиваний в первые дни. Я продолжил держать ритм. Каждые четыре месяца выдавал по 5-6 новых песен в виде EP. Параллельно снимал клип на песню «Ты меня не стоишь».

В начале 2011 года у меня был готов альбом. Дата релиза альбома была запланирована на конец февраля. 2 февраля мы выпустили клип «Ты меня не стоишь». Он стал первым крупным вирусным музыкальном видео в рунете. Более 25 миллионов просмотров. За 2010-2012 годы с моего сайта архивы с альбомами скачали более 5 миллионов раз.

Это был крутой старт карьеры. Многим казалось, что мне просто везет, что было вложено много денег. Но это была лишь стодолларовая стипендия и грамотный менеджмент. Я делал все по наитию, ничего не понимая. Мне казалось, что так правильно. И это сработало.

Следующий клип я выпустил через 8 месяцев. Мы сняли его вместе со студией «Resonant Arts» на песню «Любви достойна только мама». В первый день было 400 тысяч просмотров. Для 2011 года это были сумасшедшие цифры. Клип 2 дня держался в мировом топе Youtube. На втором месте после клипа Тейлор Свифт.

Потом гастроли. Появились деньги. Я стал заниматься вокалом. Записывал альбомы, выпускал клипы. Продвигал свое творчество на радио, телевидении. Был номинантом на разные премии. Записывал дуэты с большими артистами.

В 2014 году сделал паузу. Уехал в другую страну, занимался делами, не связанными с музыкой. Год поработал, когда ударил кризис. В 2015 году я вернулся , начал прощупывать, что происходит на сцене. Сейчас я пишу песни, выпускаю альбомы, издаю релизы артистов.

За день мы получили 38 тысяч просмотров. За вторые сутки – более 100 тысяч. Дальше все пошло органически.

На твой взгляд, почему первый альбом стал провальным? Почему в первый раз был настолько плохо, а во второй раз так хорошо?
На первом мне было 17 лет. Юношеский максимализм. Я думал, что сделаю альбом, который понравится всем, это будет коммерческая крутая музыка. Но ничего не получилось. Я понял, что в музыке я никто и зовут меня никак. Стал записывать песни для себя и то, что нравится мне. Оказалось, что это правильный путь. Когда ставишь себя выше людей, выше общества, в котором живешь, ты не чувствуешь это общество.

«Я крутой, у меня особый музыкальный вкус. Я сделаю то, что им понравится» – это не работает. Не нужно преувеличивать свою значимость. Я – часть этого общества, я им воспитан. Если в этом обществе любят определенную музыку, я тоже в этом участвую. Тоже формирую вкусы. Что слушаю я, то слушают все. Я в том же потоке мейнстрима нахожусь.

То есть в первый раз была попытка подстроиться под тренды, навязать свое видение музыки? А второй раз было уже более честно, от себя?
Да. Но другие факторы тоже повлияли. Опыт в написании, например. Между первым и вторым альбомом я три года писал куплеты в стол. За три года я написал тысячу куплетов. Сформировался собственный слог. Это колоссальная работа над собой. Я делал это, не осознавая, просто занимался любимым делом.

Другой фактор – возраст. Я не знал, чего хочу. Постепенно пришел к тому, что стал создавать ту музыку, которую хотел слушать сам. Мне очень нравилась лирика. Но в то время это направление было не популярным. Лирических песен было мало. Поэтому я записывал свои песни и слушал их. Не было даже желания их продвигать. Слушал в плеере на лекциях. Потом одногруппники стали закидывали к себе, кто-то сливал в VK. И дальше уже пошло-поехало.

Клип, который набрал более 25 миллионов просмотров – это первый твой клип? Что ты делал для его продвижения, чтобы его увидели?
Это были минимальные телодвижения. Сейчас такое время, когда инструменты продвижения постоянно меняются. Ты запустил трек или какой-то релиз. Через 2 месяца эта схема уже не будет работать.

И тогда были инструменты, которые сейчас не существуют. На момент запуска нашего клипа в VK на три месяца появилась функция «самые популярные посты в контакте». За неделю посты набирали максимальное количество лайков и попадали на первое место. У меня была своя аудитория. Мы подготовили эту аудиторию к выходу клипа. Просили лайкать эту запись, чтобы она попала в топ. Так за день мы получили 38 тысяч просмотров. За вторые сутки – более 100 тысяч. Дальше все пошло органически.

В то время это были нереальные цифры.
В то время у трех видео в русском Youtube был миллион просмотров. Одно из них – концерт Стаса Михайлова. Но больше миллиона ни у кого не было. Это были просмотры, набранные за 3-5 лет. Мы набрали миллион за 20 дней. Это был нонсенс, никто не верил. Писали, что мой папа купил мне Youtube, что я сын нефтяника.

Большинство твоих клипов на Youtube набирают больше миллиона просмотров и сейчас. Есть какая-то стандартная схема дистрибуции? Что ты делаешь, чтобы дать первоначальный толчок? Или выкладываешь и все происходит само собой?
Картинки или нарезанные фанатские ролики на чужих каналах набрали 5-10 миллионов просмотров. За все время на моем канале около 100 миллионов просмотров было и еще 200 миллионов можно найти на других.

Это реально большие цифры. Но инструменты и схемы очень быстро меняются. Сейчас время, когда каждый артист делает посевы. Они покупают стартовые просмотры на видео. Это живые просмотры, но они искусственно выводят видео в топы YouTube.

Когда люди смотрят на пиратских сайтах сериалы, им предлагается преролл посмотреть. Это живая аудитория, но ей не нужен этот клип, люди хотят посмотреть сериал. Так артисты получают большие цифры. Ролики с большим количеством просмотров рекомендуют друг друга чрез рекомендации Youtube.

Я считаю, что роль видеоконтента в музыке переоценена. Группа «Ленинград» на посредственные песни снимает мини фильмы, которые высмеивают русский менталитет. Люди смотрят и смеются над этим, а песни мало кто запоминает. Песен нет на радио, песни не стримятся в большом количестве.

Мой путь другой. Мне нравится заниматься музыкой. Записав песню, можно ее сразу залить в YouTube. А можно заморочиться и снять на нее клип и превратить это в «Тает лед».

Предпоследний клип мы выпустили в VK. Они нам дали хороший таргетинг, хорошие бюджеты на посевы. Показали его нужной нам аудитории. Мы получили за неделю 1,5 миллиона просмотров. Это был эксклюзивный контент для VK. Когда он отгремел, мы залили его в Youtubе. Сейчас у нас 200 тысяч просмотров на Youtube за месяц. Но есть понимание, что все уже посмотрели в VK и наша аудитория в том числе.

Поэтому я не верю цифрам в Youtube , они не являются показателем. Показатель, когда выходит трек с картинкой без клипа на каком-то канале и реально набирает. Я только что приехал с переговоров, выпускаем следующую песню. Она будет выпущена на моем Youtube канале с картинкой. Будем выпускать новые песни раз в месяц в таком виде, пусть продвигаются сами.

Клипы имеет смысл снимать, это важно. Но народ стал избирателен. Когда я записывал первые песни, я прочитал интервью 50 Cent. Он говорил: «Когда я начинаю песню, у меня есть только 10 секунд, чтобы показать человеку, что он должен дослушать ее до конца. Первые 10 секунд я должен выдать максимум». Я выбрал эту схему. И многие другие психологические приемы, которые мы использовали при сведение песен, расстановке припевов, куплетов.

Раньше я мог круто начать песню и дальше говорить все, что угодно. Сейчас я должен постоянно держать слушателя в тонусе. В первые 10 секунд убедить послушать следующие 10. И так весь трек. Удержание внимания очень важно и это становится все сложнее делать.

Ты всегда это учитываешь?
Когда начинается студийная работа, учитывается все. Что-то вырезается, что-то добавляется. Вырезаем длинное вступление. Припев смещается ближе к началу песни. Или сокращаются куплеты, как это было в песне «Крылья». Мы записали ее совместно с группой «Руки вверх». Она стала большим хитом. Только на моем канале 5 миллионов просмотров. И 10 миллионов на других. Мы выбросили половину прехоруса из первого куплета, половину из второго. Он был слишком длинным, хоть слова и цепляли.

Терялась динамика?
Да, припев нужно было ждать очень долго. Самое сложное – это уметь работать как хирург. Уметь отрезать, выкинуть все ненужное. Когда я пишу, мне кажется, что все гармонично и идеально. Это как в кинопроизводстве. Съемочная группа никогда не монтирует свои фильмы. Они смотрят на каждый кадр через призму затраченных усилий. Поэтому на монтаж все отдается непредвзятым людям. Они вырежут и выбросят все лишнее.

Так же и здесь. Я должен доверять кому-то в студийной работе. Либо я должен сам быть хирургом, не жалеть себя и своих чувств. Ко второму я пришел со временем и не жалею ничего из написанного.

Если у вас миллион подписчиков, это максимум 50 тысяч гарантированных просмотров

К репертуару еще вернемся. Последний вопрос по поводу Youtube. У тебя на канале 185 тысяч подписчиков. Это достаточно большое количество для артиста. Что ты делал, чтобы сформировать эту базу, как закрывал людей на подписку?
База постоянно растет, но это происходит органически. Какое-то время я не придавал значение подписчикам. Понял, что у меня много подписчиков только, когда Youtube дал мне серебряную кнопку. Это было в 2015 году. Ее дают за 100 тысяч подписчиков. Еще за полтора года мы сделали почти столько же.

Но ничего специального мы не делали. Использовали пару раз формат блога. Пару раз ответы на вопросы. В нескольких клипах в конце я говорил: «Подписывайтесь на канал, ставьте лайки». Если контент работает, то этот прием тоже работает, увеличивает количество подписчиков.

Сейчас Youtube превратился в блогерскую площадку. Люди подписаны на кучу разных каналов. Но это не гарантирует количество просмотров. Если у вас миллион подписчиков, это максимум 50 тысяч гарантированных просмотров.

Поговорим на тему репертуара. У тебя когда-то была группа и вы делали что-то более ортодоксальное, более суровый рэп. Было желание к этому вернуться? Или ты чувствуешь себя комфортно в поп музыке?
У меня не было трушной истории типа подземки. Детское баловство, когда мы пробовали разные стороны творчества. Никогда не было желания сделать что-то жесткое.

Мне всегда нравилась музыка, которая цепляет, дышит, в которой есть смысл. Поп музыка около хип-хопа, RnB, соул. И всегда было желание поработать с разноформатными артистами. Я это делал и сейчас продолжаю пробовать. Это открывает новые горизонты.

Но я считаю, что каждый человек должен найти себя в чем-то и развиваться в этом направлении. Не надо ограничить себя. Если что-то нравится, не нужно этого стесняться, нужно в этом развиваться.

Если у молодого артиста концерты составляют 80 % доходов, он что-то делает не так

Давай поговорим о том, что есть в настоящее время. Ты отошел от большого количества концертов. Чем занимаешься сейчас, как зарабатываешь?
У меня есть четкое понимание того, кто я есть и что из себя представляю. Какой интерес представляю для аудитории. Понятия популярности и актуальности – разные вещи. Есть большие артисты, творчество которых популярно, но не актуально сейчас. Лолита, Трофим, Майданов внесли огромный вклад в развитие русской культуры и шоу бизнеса. Но они не выпускают новых песен. Не отвечают запросам молодежи. Их слушают те, кто слушал их 10-15 лет назад. А есть непопулярные артисты, но их творчество более, чем актуально сейчас. Miyagi & Эндшпиль, Jah Khalib.

Популярность моего творчества существует. Люди слушают мои старые и новые песни. Но они не настолько актуальны, чтобы собирать стадионы или тысячные залы. У молодежи есть свои герои и они постоянно меняются.

Я могу играть средние концерты до тысячи человек несколько раз в месяц. Но я свое отчесал. В 2011-2014 годы отхватил свой кусок. Отыграл сотни сольных концертов. Жизнь гастролера расходится с моим ощущением того, чем я должен заниматься. Мне больше нравится студийная работа. Созидание. Сцена – это дань тщеславия. Мне некому и незачем доказывать, кто я.

Я не понимаю людей, которые приходят в музыку, чтобы заработать деньги. Разве что, это владельцы лейблов или продюсеры. Можно вложить столько же усилий в другую сферу и заработать больше. Музыкальная индустрия – это лотерея. Инвестиции в воздух. Песни, клипы, промо, реклама. Мы не можем пощупать свои инвестиции, это не техника или недвижимость. Если в итоге ничего не получится, у нас ничего не останется от инвестиций.

Я играю 1-2 концерта в месяц по большему ценнику, чем, если бы я играл 5 концертов в месяц. Основной заработок – это digital-продажи, монетизация контента, издательское дело. Издаю релизы для других артистов. Есть еще немузыкальные доходы. Я разносторонний человек и занимаюсь не только музыкой.

Скажи, заработки с цифровых продаж и дистрибуции сопоставимы с доходом от концертов? Опыт общения с другими артистами и менеджерами показывает, что концерты – это 70-80 % от общего дохода. В твоем случае это выглядит иначе?
В моем случае концерты приносят 30 % прибыли. Остальное – это рекламные контракты и digital-продажи. Я сейчас говорю только о проекте Bahh Tee, не затрагивая издательство и другие виды деятельности.

Если у молодого артиста концерты составляют 80 % доходов, он что-то делает не так. Все больше растет доля продаж, доля стриминга. Нужно просто это оптимизировать. Зарабатывать больше денег там. Меньше загонять себя на концертах и больше заниматься творчеством.

В предыдущих ваших интервью я слышал, что есть артисты, которые делали по 60 концертов за 3 месяца, потому что денег не было. Это не нормально. При таком графике невозможно достаточно уделять внимания творчеству, себе, своему здоровью.

У меня был период, когда я играл по 50 концертов за 60 дней. Я не мог ни о чем думать, кроме как о еде и сне. Если так себя загнать, любой другой доход будет составлять 10-20 % всего.

То есть такое соотношение доходов от неопытности?
От неопытности и от желания заработать все прямо сейчас. У каждого артиста свое время. Поэтому многие пытаются заработать побыстрее и побольше. Но при этом забывают об остальном. Если артист уехал в тур, он не снимает клип, не пишет песни. Это колоссальная работа. Помимо этого есть еще жизнь, семья, образование.

В твоем интервью Flow, я читал, что твой последний альбом купили за большую сумму. Ты говорил, что контракт занял третье место среди независимых артистов. Можешь назвать цену? Альбом уже окупился для покупателей?
Цену я не могу назвать по условиям контракта. Контракт был третьим по сумме, но по выгодности – наверное, первым. Мне предложили очень крутые условия. Альбом вышел в апреле. Пока рано говорить о каких-то цифрах. Но динамика хорошая. Для следующего альбома мне готовы не хуже условия дать.

Клиенты довольны?
Более чем довольны. Мы отбили уже половину контракта. Оставшуюся часть отобьем максимум за полтора года. Контракт подписан на 5 лет. Это отличные инвестиции. Отбиться за полтора года и 3,5 года зарабатывать.

У тебя есть собственное музыкальное издательство. Почему ты не выпустил альбом сам? Меньше рисков? Ты ведь мог бы заработать больше?
На момент подписания контракта в декабре прошлого года альбома еще не существовало. Клиенты были готовы заплатить, опираясь на популярность предыдущих песен, статистику продаж и мой профессионализм.

Мысли о собственной дистрибуции появились весной этого года. Первый трек под своей дистрибуцией я выпустил в конце мая. Но в то время даже мысли не было, что можно самостоятельно это сделать.

Сейчас решился бы самостоятельно выпустить?
Сейчас у меня нет альбома.

Но тогда его тоже не было.
Тогда у меня были наработки. Я хотел его записать. И было выделено время для этого. Сейчас у меня нет времени. И формат альбома – это не то, что я хочу. Один альбом – это один инфоповод. Но 10 песен – это 10 инфоповодов. Очень сложно проработать альбом и каждую песню в нем. Намного проще сделать это с песнями по отдельности.

Моя цель – записывать хитовые вещи. Мы уже записали одну песню, она готова к выпуску. Ведем переговоры с разными площадками. Как они могут поддержать этот релиз. Что мы им можем за это дать. Релизы, которые я выпускаю, хорошо поддерживаются в VK. Весь народ сидит там.

Расскажи про свое издательство, чем вы занимаетесь?
Крупным издательством это сложно назвать. Изначально я помогал друзьям издавать треки и заключать договоры с разными агрегаторами. Подключал их контент к монетизации на площадках. Потом стали обращаться другие артисты.

Большую роль играет имя. Это кредит доверия. Для артистов важно, кто ими занимается. Они хотят работать. Хотят, чтобы все было также круто как у Bahh Tee. У нас нет известных артистов. Но есть очень многообещающие ребята, которые круто работают. Это ЗОМБ, молодые артисты HammAli & Navai. Подписали каталог Dramma, Эллаи. Для широкой аудитории эти имена не известны. У них все хорошо с контентом. Мне не важно, какие у артиста концерты. Важно, чтобы он был популярен в интернете. Чтобы его слушали и покупали.

Они все в VK?
Да, они очень популярны Вконтакте. У всех есть два-три хита, которые позволяют жить за счет музыки. Получать доход среднего менеджера. Им не нужно ходить в офис. Они могут сидеть в студии и заниматься творчеством.

Что такое хорошее издательство? Ведь загрузить контент на площадки артист может сам, через сервисы типа CD Baby или TuneCore. Что вы можете дать молодому артисту?
Разместить свои релизы на площадках артист может сам. Другое дело – получить промо. Вышел релиз в iTunes. Хорошо. А появится ли баннер? Будет ли отмечен трек в «горячих новинках»? Будут ли писать об этом профильные сайты?

Самый перспективный музыкальный сервис – это Вконтакте. Там есть витрина новинок. Разделы «Новые имена», «Вам может понравиться», «Выбор редакции», «Новые альбомы», «Популярное». Интеграция артиста в саму сеть в VK имеет большее значение, чем на других площадках. Если у артиста есть личная страница и своя группа, они популярны, его будут больше слушать. Больше слушают – он больше зарабатывает.

Наглядная история с артистом ЗОМБ. У него было 25 тысяч подписчиков в VK. Хотя трек «Она – моя мания» находится в топ-50 самых прослушиваемых треков Вконтакте. Его группу было сложно найти в поисковике. По запросу «ЗОМБ» выдавались разные игры, его группа была где-то на 50-м месте. Мы договорились с VK, группу верифицировали. Теперь она на 1 или 2 месте. Теперь на нее ежедневно подписывается 250 человек.

Хорошее издательство работает над тем, чтобы повысить общую продаваемость артиста и его контента. Когда продаваемость растет, артист доволен и довольно издательство. Артист может выпустить песню самостоятельно. Заработать на крутом треке за полгода, например, 100 000 рублей. Если он выпустит трек через издательство и отдаст ему 30%, он заработает 70 000 рублей. Но если издательство хорошо работает, трек заработает не 100 000, а 200 000.

Многие артисты не хотят с этим заморачиваться. Они и не должны это делать. Артист должен заниматься творчеством. Всю закулисную работу должны выполнять профессионалы. Каждый человек должен заниматься тем, что он умеет делать круто.

Ты сказал, что последний клип был эксклюзивом для VK. Они дали дополнительные рекламные возможности. Как это произошло? Это была инициатива VK или вы пришли к ним с предложением?
Это как раз то, что должно делать издательство. Мое знакомство с командой VK и мои отношения с ними – это отношения, выстроенные годами. Я был одним из популяризаторов ВКонтакте как музыкальной площадки. Сгонял туда весь свой трафик. Я сделал определенные вложения, теперь они работают на меня.

Я уже 2 раза приводил к ним крутых артистов. Они принимали решение, поддерживали их и это срабатывало. Сейчас я прихожу к ним, говорю, что и где стоит разместить и что это сработает. Они даже не слушают песню. Нужно верифицировать – хорошо. Нужно разместить – ок. Если артист сам это сделает, не знаю, на сколько это будет успешно. Тоже самое, если это будет делать лейбл.

Последний вопрос по поводу дистрибуции. Можешь озвучить, какой в среднем доход с дистрибуции трека, который входит в топ-50 в VK?
Сложно сказать. Три месяца назад VK запустил платные подписки. Ежедневно их количество растет. Количество платных подписок делится на количество прослушиваемых ими треков. Самые популярные треки, которые входят в топ-5, зарабатывают миллион рублей за определенный период. Если трек продержался на первом месте пару месяцев. Это не быстрые деньги. Мы работаем всего несколько месяцев. У нас нет статистики за год. У нас даже нет полноценных отчетов пока. Мы очень молодые. ЗОМБ отдал один свой трек нам. Увидел, как он круто работает, как все завертелось. После этого снял все твои свои треки с CD Baby и отдал на продажу нам. Все наши артисты сейчас зарабатывают больше, чем зарабатывали сами.

Как сейчас выглядит команда артиста Bahh Tee , кто эти люди, сколько их, чем они занимаются?
Есть концертный директор. Он со мной много лет. Параллельно он является концертным директором «Машины времени» и других артистов. Также он занимается менеджментом. Есть пиарщик, бухгалтер. SMM-щик. Он сидит в VK, делает посты. По другим площадкам тоже он работает.

На все остальное мы берем людей на фриланс. Составляем техническое задание, подбираем команду, которая может взять это на подряд. Просчитываем смету и запускаем процесс. Держать большую команду для одного артиста нет смысла.

С развитием издательства к концу года мы будем расширять штат. У нас большой офис в самом центре, очень удобно. Будем заполнять это помещение сотрудниками. Посадим smm-щика, который будет заниматься только вопросами продвижение треков лейбла и релизов. Возьмем дизайнера на постоянную работу. Человека, который будет заниматься внешними связями.

Сервер не выдерживал. Мы выпустили альбом, через 2 минуты сайт лег. В итоге мы брали тариф на безлимитный трафик, но и это не помогало

Какая система мотивации и оплаты у сотрудников? Это оклад или KPI?
У них есть минимальный оклад. И есть бонусы за выполнение или перевыполнение плана. Очень важно дать человеку возможность заработать столько, сколько он может заработать. Мы живем в Москве. У московского человека странный менталитет. Когда он получает 40 тысяч рублей, он готов за эту сумму просто ходить в офис. Чтобы он там еще и работал, нужно доплатить. Поэтому мои сотрудники – это люди, которые со мной давно. Либо ими движет нечто другое, чем просто зарабатывание денег. У них есть интерес в развитии общего дела.

Если бы ты начал карьеру артиста сегодня – что бы ты сделал, чтобы достичь успеха быстрее?
Я бы не думал об успехе, как и прежде. Занимался творчеством. Не думал о деньгах. Во главе всего стоит песня. Опыт показывает, что большие хиты зарабатывают всегда. Из моего каталога больше всего зарабатывает песня «10 лет спустя», выпущенная в 2011 году. На нее даже клип не был снят. В ней нет ни одного припева. Я просто хотел написать историю, в которой будет 100 строчек. За первые 3 месяца этого года количество стримов в VK составило 5 миллионов. Для песни 2011 года – это очень круто.

Ок, отталкиваться от песни. А дальше?
Я бы делал упор на творчество, на песни. Дальше смотрел, куда с этим идти. Где собрать аудиторию, на которую направлена песня. Хорошая музыка всегда найдет дорогу.

Осталось несколько вопросов, которые я упустил. После выхода клипа, ты выпустил альбом и его скачали с сайта порядка 5 миллионов раз за два года
Не совсем. Все архивы со всеми альбомами были скачаны более 5 миллионов раз. У меня есть сайт bahh-tee.ru. Тогда в России не было музыкальных сервисов. Мы выпускали песни, делали архивы с альбомами. Заливали их на обменники, делись ссылками в социальных сетях. Люди заходили и скачивали альбомы с обменников. У меня вместо обменника был свой сайт, свой сервер. Я мог отследить трафик, проходящий через мой сайт, количество загрузок архивов. Но основная доля скачивания была в VK и с сайта zaycev.net.

Я посчитал: это 6 800 скачиваний в сутки. Откуда такая посещаемость?
Посещаемость была сумасшедшей. Когда выпускали песню, альбом, мы предупреждали об этом сервер. На сервере находилось 100 сайтов, но наш съедал весь трафик. Сервер не выдерживал. Помню, мы выпустили альбом, через 2 минуты сайт лег. В итоге мы брали тариф на безлимитный трафик, но и это не всегда помогало.

Основным источником трафика были социальные сети, где вы размещали ссылку на скачивание?
Да. В моем паблике в VK клип «Любви достойна только мама» лайкнули 500 тысяч раз. Это сумасшедшая цифра для одной записи.

Я знаю, что ты получил юридическое образование в области авторских и смежных прав. Ты предпринимаешь какие-то действия для защиты собственных произведений? Приходилось ли эти права защищать в суде?
Не приходилось. У меня в штате нет юриста. Всю юридическую работу я делаю сам. Это способ отвлечься от рутины, от творчества, расслабиться. С недобросовестными персонажами не сталкивался. С неоднозначными формулировками в договорах – да, бывало.

А для защиты своих песен что ты делаешь?
Законодательно авторское право рождается в момент создания произведения. Если кто-то будет покушаться на мои права, мне нужно доказать, что я раньше всех владел этим произведением. Сейчас песни пишутся на компьютерах, где сохраняется вся история. Если я отправляю дэмку кому-то и она уходит в сеть, этот факт тоже сохраняется в почтовом сервисе или в мессенджере.

С юридической точки зрения этого достаточно, чтобы защитить свои права?
Более чем достаточно. Когда студенты выходили с похожими песнями, я не обращал внимания. Была одна неприятная ситуация. В песне «Крылья» были слова: «Нет, я тебя не отдам никому никогда». Через 4-5 месяцев у группы «Серебро» вышла песня с припевом: «Никогда-никогда, Никому-никому, я тебя не отдам, я тебя не отдам». Было непонятно, что происходит. Но я решил, если им нравится, пусть поют. Для меня низко идти судиться, что-то доказывать. Эти силы можно потратить на создание чего-то другого.

Мы не затронули тему продвижения в VK. Смотрел с утра — было 500 012 подписчиков. Это очень большая цифра для артиста. Специально что-то для этого делал? Или само собой все получилось?
Эта цифра держится у нас уже 3 года. Недавно мы почистили ботов, их было около 20 тысяч. Количество подписчиков немного меняется, но остается примерно на одном уровне.

Тестировали новую фишку вместе с VK. Истории от имени пабликов. Заметили, что народу это не нравится, они отписываются. На примере новостных групп истории хорошо работают. Они могут писать разные истории и разный контент предоставлять. А у нас группа артистов. Контент постоянно один и тот же. Люди приходят к нам, живут 3-4 месяца с нами, получают весь контент. Потом это начинает повторяться. Они отписываются. Через пару месяцев опять к нам приходят.

Мы опять перешли отметку 500 тысяч человек. Для этого была проделана работа с контентом. Выбрали правильные цитаты из песен. Правильное время размещения. Правильные картинки. Привлечением народа откуда-то мы не занимались.

Рекламного размещения в других пабликах не было?
Нет, в других пабликах мы не размещались. Сейчас договорились с VK о сотрудничестве на 6 месяцев. Они мой паблик поставили в топ музыкальных пабликов. Оттуда будет идти какой-то трафик.

Но с молодыми артистами это лучше работает. Молодой артист вызывает интерес, люди заходят, смотрят. В моем случае, люди уже меня знают. Знают – нравится им мое творчество или нет. Рост происходит, но потом достигает потолка и все. Вот моя аудитория, с ней я работаю.

И последнее. Что произошло в 2013 году, когда тебе закрыли доступ на медийные площадки и радиостанции? Конфликт с кем-то? И как у тебя сейчас с радио? Нужно ли радио тебе, что оно дает?
Да, был конфликт на почве разного мировоззрения. Я неконфликтный человек. Но тогда пришлось постоять за себя. Возможно, это привело к тому, что меня в одно время отовсюду вычеркнули.

Все исправилось благодаря еще большим по весу людям. Игорь Матвиенко в интервью «Афише» упомянул мое имя, не зная лично. Филипп Киркоров увидел случайно в Youtube мои клипы и начал их выкладывать везде.

Сейчас везде все хорошо. Я давно не выпускал радийный контент. Если выпущу что-то радийное, они это поставят и будут крутить. Предвзятого отношения нет. Нужно ли радио артисту? Лучше сконцентрироваться на интернете. Крутая музыка обойдется без радио. Если песня взорвала в интернете, радио ее однозначно поставит.

Подкаст был смонтирован в студии звукозаписи Resonant Arts