Дмитрий Бабак – о съемке вирусных роликов, студии звукозаписи и работе с Кажэ Обоймой

Скачать
Слушать в iTunes
Слушать ВКонтакте

Артистология. Выпуск номер 4. Гость программы – Дмитрий Бабак. Совладелец и сооснователь медиа лаборатории Resonant Arts: студии звукозаписи, видео продакшна и креативного бюро.

Из выпуска вы узнаете:

  • В чем специфика съемки вирусных роликов?
  • Насколько студия звукозаписи – прибыльный в России бизнес?
  • Что нужно, чтобы найти и договориться со спонсорами?
  • Можно ли снять клип дешево?
  • Кто из сотрудников нужен для успешной работы студии звукозаписи? В чем их обязанности?

Сокращенную текстовую версию интервью читайте ниже.


Привет, Дима! Вначале познакомим слушателей с твоим опытом. Расскажи о своем пути.
Свой первый концерт организовали в 2008 году вместе с другом и партнером Ваней. Это был концерт Каже Обоймы. Тогда у нас почти не было бюджета. Зато была поддержка со стороны информационных партнеров и магазинов. И было сильное желание выделиться.

Мы придумали поставить на входе ящик с пулями. Заходишь, платишь деньги и получаешь пулю вместо браслета. Такой зародыш креатива.

В тот раз мы прогорели. Сделали билеты дорогими, народу пришло мало. Все по-классике. Но зато ящик запомнился всем надолго. С Обоймой работу продолжили. Делали новые и новые концерты.

Тогда он уже был известен?
Да, он приобрел хорошую андеграунд-известность к тому времени. Мы подписали контракт с ним. Работали вместе полтора года, потом пути разошлись. У меня появилась перспектива выкупить студию звукозаписи у одного знакомого. Я ничего не понимал в звукозаписи, но мне казалось, что я смогу.

Скажи, получилось заработать с Обоймой? Или все так и продолжалось в минус?
В минус, конечно. Человек слова забывал во время выступления. Мог пьяный выйти на сцену. Для него это был такой рок-н-ролл. Люди все видели и знали. Сарафанное радио хорошо работало, после этого никто не приходил на концерты. А у меня не было достаточно опыта, чтобы как-то повлиять на ситуацию.

Как развивалась студия? В какой момент пришло видео? Доход сразу пошел или тоже какое-то время работали в минус?
Мы много лет работали в минус. Звукозапись – не прибыльное дело.

Либо ты создаешь домашнюю студию и сам со всеми работаешь: принимаешь звонки, ведешь календарь, сводишь, мастеришь. Либо нужно развиваться самостоятельно. Это я понял через полтора года. Когда я вывел звукозапись на определенный уровень, студией стал заниматься мой партнер Ваня. А я занялся видео.

Брался за все, даже если не понимал, как это делать. Так мне удалось найти очень талантливого аниматора, который сделал нам первый ролик. Айдар с нами уже 6 лет. Сейчас он наш арт-директор. Важно не прогадать с исполнителями. Помнишь, была волна фрилансеров, которые уезжали на Гоа?

Да. Но и сейчас такое случается.
Возможно. У меня запрет в компании на работу с фрилансерами. Самое главное для нас – это репутация. Если мы говорим, что беремся, значит сделаем.

Начали работать, стали приходить клиенты. Сейчас уже в других плоскостях плаваем. Не на все соглашаемся. У нас есть анимационная студия. Это не Pixar конечно, пока мультики не рисуем, но идем к этому. Есть видеопроизводство и звукозапись полного цикла, креативное бюро. Плюс, мы на пути к созданию лейбла.

Расскажи про видео? Кто ваш типовой клиент? Можешь назвать компании, чтобы слушатели могли понять уровень?
С 2011 года мы сделали больше 5000 роликов. Это все разные клиенты.

Есть Coca Cola, например. Недавно снимали бэкстейджи для Quest Pistols, Мумий Тролля. Для пива Bud делали ролики. В России оно называется Bud, а в Штатах – «Budweiser». Приходит ролик из США: в исходниках на шапке, на бутылке написано «Budweiser». Наша задача это адаптировать. Это не значит затереть «Weiser», это значит полностью переделать этикетку, чтобы она в движении работала. В итоге ты смотришь ролик и не видишь отличия.



О необычных задачах: на «суперболле» был ролик, его показывали в Штатах. Как парень в магазине выбирает пиво, и к нему подходит лошадь. Надо было сделать так, чтобы лошадь улыбнулась. Получилось очень натурально. Сложно поверить, что это компьютерная графика.

Наш любимый клиент — компания по установке пластиковых окон. Как бы странно это ни звучало. Международная федерация самбо недавно обратилась. Нужен был ролик, который выведет их на международную арену. Часто фитнес-клубы обращаются. Работали с «HP», с «Universal Music». Но это мелочь, международного уровня рекламу мы им не делали.

Расскажи, какое самое дорогое видео было? Сколько стоило?
С Гришковцом. Стоило где-то 7 миллионов.

Почему столько?
Очень сложные съемки, плюс гонорар. Мы на неделю арендовали огромный павильон. Отстраивали декорации. Было задействовано почти 100 человек.

Это был наш второй ролик в жизни. До этого мы делали лишь анимационные заставки. В то время я себя не позиционировал как креативщик или сценарист.

Ко мне обращались с запросом: «Дим, придумай нам имиджевую рекламу. Мы сейчас на Youtube выкупаем огромное пространство. Там все красиво будет, все такое флешовое. Нам нужна идея – бомба. Деньги не проблема». Я придумал за 15 минут идею. Что окна – это свидетель нашей жизни. Они видят все. Они сопровождают нас в горе и радости, в расставании и любви.

Роль для Гришковца тоже сразу придумал. Тогда у меня опыта вообще не было. Мне надо было содержать команду. Уговорить Гришковца сняться в рекламе. Это было практически невозможно. Он отказался сначала. Но потом ему понравилась идея. Мне кажется, в итоге получилось очень хорошо.

После этого последовал еще один ролик. «Стекло. Что вы знаете о нем?».
Снимали для того же клиента. Сильный имиджевый посыл. Тогда мы поняли, что есть клиенты, которые хотят снимать то, что разорвет всех.

Сняли вторую рекламу. В итоге, оба ролика попали в международный фонд самой креативной рекламы в мире. Мы ни копейки не заплатили за это. Обычно все эти фестивали можно попасть только за деньги. Для нас это событие не было важным, клиентов от этого не прибавилось. Было важнее снять что-то интересное для сегмента пластиковых окон. Это дало хороший толчок в развитии.

А какой любимый ролик?
«Стекло, что вы знаете о нем?». Он и есть самый любимый. Часто та идея, которая первой приходит на ум, – самая удачная. Мы не ассоциируем себя с рекламными агентствами. Мы – медиа лаборатория. Постоянно что-то придумываем. Работаем даже когда нет заказа.

Как работает рекламное агентство? Они пишут тебе три идеи. Две из них – хреновые. Одна – уверенная. И разными способами подводят клиента к лучшему варианту.

Вирусный ролик – сложнейшая режиссура на человеческих эмоциях. Любое неосторожное движение приводит к краху.

Но не всегда клиент выбирает именно его. Бывают очень неожиданные решения.
В том-то и риск. Мы пошли другим путем. У нас очень дорого стоит заказать идею. Но это будет одна идея, в которой я полностью уверен.

Дальше уже дело клиента. Как он будет продвигать ее. Потому что идея сама никогда ничего не продаст. Она лишь говорит: «Обратите на меня внимание. Смотрите, у нас есть неплохой продукт». Но это уже другая история, мы не занимаемся продвижением. Только совсем для близких клиентов. Для пластиковых окон делали рекламную кампанию.

Это был вирусный ролик. Клиент сказал: «У меня есть зеленая машина BMW X5. Сделай так, чтобы это был вирусный ролик и моя машина там оказалось». Это было лето 2012 года.

Я начал изучать и понимать вирусную рекламу. Нормальных примеров не было в то время. Риск вируса – он либо выстрелит, либо будет провал. Сколько на моих глазах было историй падения разных брендов, когда они запускали вирус. В лучшем случае ролик просто не выстреливал. В худшем зрители думают: «Блин, чуваки! Мы же не дебилы!».

Я задумался как зритель. Зачем это делать? С такой позиции я и придумывал ролик. Мы назвали его «Борщи е…ные». Играли на парадоксах. Тогда было модное течение – у «Европейского» собирались дагестанцы и чеченцы, лезгинку танцевали. Драки, СтопХамы. Бейсболки FBI и красные макасы. Все это было на волне.

Как американцы зовут нас «Иванами», дагестанцы называют нас «борщами». Мы решили инсценировать такого дагестанца, который стоит у «Европейского». Как его задерживают менты. Никто не понимает за что, но все догадываются.

Я сделал несколько якорей специальных, которые зацепят. Наш дагестанец картавил, например. Это не всегда слышно в ролике, но ни один кавказец не картавит в принципе. Себе сделал украинский акцент.

Идея была в том, что я снимаю, как менты задерживают нашего героя. Я иду за ментами. Дагестанец орёт: «Борщи е..ные». Спрашиваю ментов, что случилось. И как раз прохожу зеленую машину, она сзади полицейских стоит. Обращаю внимание на машину: «Еб..ть! Она зеленая на х…». И сразу камеру отворачиваю от нее.

То есть я как будто случайно обратил внимание и пошел дальше. Снял, как дагестанца увезли менты. Вернулся назад и опять зеленая машина в камеру попадает: «Е…ть зеленая». Ролик выстрелил. У нас было 2,5 миллиона просмотра за месяц. Потом кто-то пожаловался и нас удалили.

Куча мемов появилась. Ментов начали называть «борщами». Какой-то чувак сделал в Youtube видео со Шреком. Наложил звук с нашего ролика на сцену, когда Шрек смотрит на свою женщину и говорит: «Еб..ть она зеленая». Это тоже прибавило вирусности. На сайте была сумасшедшая конверсия. Люди в интернете обсуждали, реклама это или нет.

Золотое правило любого посева – это заложить на продвижение в два раза больше денег, чем стоило производство ролика.

После этого еще снимали вирусные ролики? Мне кажется, это классный полигон для испытания идей. С имиджевым роликом тяжело понять, сработала идея или нет. А с вирусным азарт появляется. Выстрелил – пошла волна.
После этого больше не снимали. Потому что это очень тонкая грань. Зрителя не проведешь, он понимает, где его обманывают. Где есть скрытая реклама. Вирусный ролик – это спекуляция на чувствах, спекуляция на правде. Осадок – это самое страшное, что может произойти от неправильно запущенной рекламной кампании.

«ЦентрОбувь» что-то такое снимал. В машине сидят парни, разговаривают. Кто-то из них снимает. Вопрос: ты сидишь с другом в машине, ты что будешь это на телефон снимать? Уже абсурд.

Дальше вдруг какие-то крики. Девушка вышла из магазина. Ее догоняет вор и вырывает сумку. Видимо, посыл был, что обувь такая хорошая, даже воры хотят украсть ее. Никто не вышел из машины, никто не попытался помочь. Вирусный ролик – сложнейшая режиссура на человеческих эмоциях. Любое неосторожное движение приводит к краху.

Еще пример того же «ЦентрОбувь». Опять в машине сидят ребята, общаются. Перед ними из Bentley выходит дама. Открывает багажник, ставит туда сумки «ЦентрОбувь».

Ребята, я не дурак. Я знаю людей на Bentley, они понятия не имеют, что такое «ЦентрОбувь».

Успешные вирусные ролики – это очень тяжело. Ты должен настоящие эмоции вызвать у человека. Многие клиенты еще живут привычками девяностых годов. «Сейчас сделаем крутой ролик… Сейчас про него узнают…». Не узнают!

Плохой и хороший ролик – одинаково надо сеять и вкладывать много денег. Золотое правило любого посева – это заложить на продвижение в два раза больше денег, чем стоило производство ролика. Как минимум.

Наверняка поступают предложения на вирусные видео. Отказываетесь? Боитесь таких неоднозначная реакций?
Приходят запросы. Но все заканчивается, еще не начавшись. Заказы срываются, люди не готовы к смелым решениям. У нас больше запросов по имиджевым роликам. По нативной рекламе.

Приходит клиент говорит: «У меня есть бренд, что мне с ним делать?» Мой ответ: «Только не прямую рекламу». Нативная реклама – то, что сейчас будет максимально выстреливать. Думаю, многие адекватные коллеги по цеху меня поддержат. Нативная реклама – это интеллигентный разговор с умным человеком.

Это сложный процесс. Не один ролик. На протяжении 10 роликов ты аккуратно показываешь историю. Сам продукт ты можешь показать в самом конце. Это высший пилотаж. Но все этого боятся, это очень страшно. Вдруг не увидят? Но люди видят.

Часто от артистов и менеджеров поступают запросы снять клип с участием спонсора. Показать что-то в клипе, чтобы отбить часть расходов на съемки. Расскажи, пошагово, как это сделать?
Скажу честно, это очень сложно. Ты должен сделать небольшой бизнес план. Краткое резюме, что ты за артист, где представлен. Чтобы человек, который получит документ, за минуту понял – кто ты.

Пишешь, на каких площадках представлен. Рядом с каждой указываешь количество подписчиков, активность, сколько публикаций в день ты делаешь. Указываешь свои видео работы. Рассказываешь, с кем работаешь. Кто будет тебя снимать. Даешь ссылку на режиссера, оператора, если это нормальные ребята.

Говоришь, как будешь промоутировать этот трек. Какие площадки тебя возьмут. Если ты пишешь The-Flow, указывай аудиторию. Включи мозги и подумай, как тебе получить их медиакит. Смотришь какая аудитория, на кого они рассчитаны. Ты прикладываешь идею клипа. Должна быть полная картина, как это все выглядит.

Когда все написал, тебе нужны лоббисты. Люди, которые тебя выведут на спонсоров.

Прислать просто на почту – дохлый номер?
Это вообще не номер. Тебе нужны лоббисты. Просто так тебя никто не возьмет. Тебе никто не доверяет. Мы много кого сводим, если мы уверены в этом. Под свою ответственность, под свою репутацию

Давай поговорим о съемках клипов. Знаю, что у вас был такой опыт. Кому снимали, поделись? Почему сейчас перестали?
Это было в рамках концертного менеджмента. Снимали с нашими Питерскими режиссерами. Для Ассаи, для Крэка, для Стима, для Смоки Мо. Были видео для Hip-Hop All Stars. Для меня какой-то клип снимали.

Это очень невыгодная вещь. У музыкантов нет денег. Покупают себе аудиокарту, микрофон, сидят дома. Сейчас многие снимают клипы на iPhone 6. Это трагедия. Невозможно снять на iPhone все это. А те у кого деньги есть, им ничего не надо.

Есть идеи, которые бесплатно можно снять. А клипы за 3 – 5 миллионов очень сложно монетизировать. Поэтому клипами мы больше не занимаемся. Нет добротных режиссеров. Те, что есть, стоят огромных денег. Гонорары по 600 тысяч за смену. Есть такой режиссер. Не буду называть его имя. Он многим рэперам снимал и снимает. Типа круто. Но где гарантия, что тебе не дадут 15-ую версию клипа Drake «Hotline Bling»?

Вы что-то новое покажите. Когда у тебя интересный продукт, клип можно снять за 3 копейки. Но так никто не хочет. Работать с несмелыми клиентами нет желания.

Или противоположная ситуация: когда артист адекватный, хочет работать. Но денег нет. Я не могу за это взяться. Мне команду кормить. Я это сниму бесплатно, а спрашивать с меня будут по полной. Поэтому мы отошли от клипов. И чувствуем себя, как рыба в воде, с коммерческим ребятами. С ними намного комфортнее. Я знаю, что мою идею оценят и за нее заплатят.

В начале разговора ты упомянул, что звукозапись долгое время не приносила вам денег. На что жили?
Крутились, как могли, подрабатывали. Хватало как раз на аренду, да на еду. В ноль выходили. Перебивались так, пока не начали видео заниматься.

Сейчас что-то поменялось? Звукозапись по-прежнему убыточное направление? Или приносит прибыль?
Поменялось. Жить можно. Хотя на одной звукозаписи далеко не уедешь. Сейчас мы уже не ищем клиентов. С момента, как мы открылись, 1 мая 2010 года, мы ни разу не давали рекламу. Яндекс Директ, Google AdWords. Ни разу.

Принципиально? Или руки не доходили?
У нас не было денег. А потом мы это перевели в плюс. Надо делать так, чтобы люди приходили по сарафанному радио. Очень многие клиенты приходят к нам из других студий, резюме присылают из каждой третьей. Звукорежиссеры, администраторы, директора по развитию.

Мы выбираем, с кем будем работать. Отказываем некоторым клиентам. Звукозапись начала нормально приносить деньги, когда мы слили часть клиентов. Кто не понимает, чего хочет. Кто не слышит нас. Начали брать талантливых ребят, которые заказывают больше часов. Понимают, почему у нас надо делать сведение, мастеринг.

Мы не продаем песни под ключ за 5 500 руб. Не идем по пути дешевизны. У нас есть разные звукорежиссеры на каждое направление. На акустику, попсу, хип-хоп. Если ты исполняешь хип-хоп – к тебе не посадим духовика. С тобой будет работать тот, кто понимает в хип-хопе.

Расскажи о структуре студии. Сколько у вас людей работает? Что это за люди?
У нас работают 15 человек. Из них 12 – постоянные в штате. Трое – на удаленке. Им не надо в офисе каждый день находиться, они занимаются Youtube оптимизацией и сайтом.

Звукорежиссеров трое. Есть куратор звукозаписи. Плюс я, как директор по развитию, снова погрузился в звукозапись. Взяли новых администраторов. Над ними тоже есть куратор – это мой помощник. Он контролирует администраторов и делает так, чтобы все работало. Получает обратную связь, отзывы, пожелания от звукорежиссеров и клиентов. Передает их администратору. Готовит отчеты.

Администратор встречает гостей. Следит за чистотой. Предлагает воду, чай, кофе. Куратор обучает их правилам сервиса. Они у нас строгие, как в ресторане.

Ты говорил, что вы на пути создания лейбла. Расскажи подробнее, пожалуйста.
Мы пока обдумываем этот вариант. Вокруг нас появилось очень много артистов разного калибра. Это не только известные ребята. У меня есть возможность лоббировать новые проекты в разные структуры. Я понимаю и вникаю в бизнес-процессы. Я понимаю, куда сейчас все идет.

Мы хотим привлекать клиентов, близких нам по духу.

Уже был опыт работы в подобном формате?
Да, есть опыт с цифровыми площадками. Когда загрузили некоторых артистов, начали понимать, как работают медиасети.

Приходит артист. Я его саунд-продюсирую. Говорю, что делать. Если материал хороший, у меня есть возможность сделать так, чтобы он оказался в Apple Music на главной.

Но для этого человек должен мне поверить и сделать так, как я ему скажу. Сейчас есть несколько молодых артистов, которые нам доверились. Мы им полностью делаем все. Пишем музыку, продюсируем огромной командой. Семь человек. Это очень много для одного артиста. У нас не было раньше такого опыта. Делаем продукт, который реально выстрелит.

Эта возможность открыта? Может артист прислать вам демо? Или вы ориентируетесь на тех, кто приходит на записи?
У нас закрытая тема, как закрытый клуб. Специально никого не ищем. У нас есть талантливые, интересные артисты. Мы им сами предлагаем. Я продумываю схему, как с ними работать.

Хотя прислать материал может каждый. Обычно отправляют мне. Но иногда такое… Мне перед Яндексом неудобно, что это через их почту прошло.

Еще пару вопросов про персонал. К вам очень сложно попасть. Как вы отбираете персонал? Какие основные критерии? Я знаю, что у вас повышенное требование к знанию русского языка. Почему так? Как это помогает в работе звукорежиссера?
Русский язык помогает звукорежиссеру тем, что он лишний раз не получит от меня «нагоняй» и не услышит матерные выражения. Я терпеть не могу необразованность. Когда пишут без знаков препинания, для меня это кошмар. Если человек не обладает элементарными знаниями и уважением к родному языку, мне с ним не интересно.

А если он при этом супер-звукорежиссер, мастер своего дела?
Когда ты мастер, у тебя есть определенный иммунитет. Хороший сотрудник иногда может опоздать. Ты не будешь сильно на него ругаться, ты его ценишь. А бывает когда человек не заслужил еще ничего, и на собеседование может прийти и пальцы гнуть.

В обучение вкладываетесь?
Какие-то курсы ребята сейчас проходят. Они тянутся к знаниям, что-то изучают. Мы это поощряем. Готовы оплачивать обучение тем, кому это необходимо.

Мы лучше возьмем того, кто сам чему-то научился. Я сам самоучка и почти все ребята в команде – самоучки. И будем под себя затачивать. У нас работа не сахар. Ты должен уметь все. Должен подстраховать свою команду. Сегодня двое заболело, ты остался один. Ты должен и хип-хоп уметь писать, и симфонический оркестр.

Как ты думаешь, сейчас можно открыть студию звукозаписи и сделать ее прибыльной?
Давай откровенно. Это не бизнес. Для меня звукозапись – это в основном обслуживание видеопроектов. Хотя есть планы открыть большую студию с барабанами и прочим.

Рассчитываешь это отбить за счет клиентов?
Я вообще не планирую. Не думаю о деньгах. В звукозапись только успеваю деньги вкладывать. У меня даже нет такой строчки в голове, как отбить. Просто хочу сделать лучшую студию в России.

Открыть студию – это огромные затраты. Ремонт, содержание, электричество, интернет, аренда, коллектив. Один ты все не вывезешь. Ты должен туда людей приводить. Надо заморачиваться, как-то выделяться.

Ниша не занята совершенно. Бери и делай, если у тебя есть деньги. Только это не денежная тема. С точки зрения бизнеса, либо ты просто играешься в звукозапись, либо открываешь себе маленькую комнатку.

Сейчас стало популярно, когда два талантливых битмейкера объединяются и делают одну студию. Это нормально.

Большие студии в старом понимании, с пультами и оборудованием, отошли в прошлое. Оборудование уже ничего не решает. У нас почти нет железа, если ты обратил внимание. Аудиокарта – это все. Холодильники, мощные серверы не нужны. Все есть в компьютере. Главное – иметь хорошую команду. А открывать это ради бизнеса не рекомендую вообще. Я не отговариваю будущих конкурентов. Нет. Но это очень сомнительная история.

Подкаст был записан в студии Resonant Arts


В заключении, несколько выпусков «Акустического Эффекта», в создании которых принимал участие Дмитрий: