Как писать песни и зарабатывать — секреты сонграйтинга от автора песен «Сердцеедка» Егора Крида и «Про белые розы» Димы Билана

Анна Бастон – автор трека Егора Крида «Сердцеедка» и Димы Билана «Про белые розы», Макса Барских «Неземная» и Иды Галич «Предприниматель». Она родом из Киева, но последние несколько лет живет и творит свои новые треки в Москве.

Обычный день сонграйтера

Все мое творчество разделено на 2 больших периода. Поэтому не могу сказать, что каждый день я совершаю какие-то особые действия.

Первый период – собирательный. Это время, когда я постоянно нахожусь в поиске новых идей. Такой период может длиться от нескольких дней до месяца. Я не пишу песни и не сочиняю музыку. Это время для поиска творческой искры и вдохновения.

Чем я занимаюсь в этом время? Слушаю много разной музыки: анализирую хиты прошлых лет и свежие релизы. Можно сказать, что я становлюсь наблюдателем, искателем: я хожу в разные кафе и рестораны, подслушиваю разговоры людей, смотрю интервью и погружаюсь в соцсети, просматривая даже комментарии к постам.

В телефоне у меня большое количество заметок, разные папки под различные темы и зарисовки. Каждая идея, которая возникает у меня в голове, каждая интересная фраза, которая хоть как-то цепляет мое внимание, попадает в заметки. А затем когда я чувствую, что у меня достаточно материала, я сажусь и структурирую все пришедшие идеи.

Второй период – чисто творческий. В это время я занимаюсь написанием новых треков. Здесь совсем другая волна, состояние и энергия. Я максимально отключаюсь от всего мира, ставлю телефон на вибровызов и концентрируюсь на собранных идеях. Каждую идею я обрабатываю, дописываю что-то, кладу на бит – кручу так, чтобы довести до песни.

Если при поиске информации я максимально открыта и мое восприятие настроено на внешний мир, то в моменты творчества я нахожусь в полном контакте с собой, со своим внутренним миром.

Оба этих периода сильно влияют на мой распорядок дня и на мою активность.

В поиске идей для новых песен я становлюсь настоящим экстравертом и провожу активные и насыщенные дни: общаюсь с друзьями, регулярно выхожу в сториз, посещаю разные мероприятия, хожу в кино и вообще активно взаимодействую с разными людьми. Но в творческий период, я превращаюсь в настоящего затворника, который проводит большую часть времени дома, отключается от внешнего мира и находится в коннекте с собой.   

Оба периода бывают разными по продолжительности. Вот так строится мой творческий процесс и, соответственно, моя жизнь сонграйтера.

Ритуалы для вдохновения

«Знаю, что Бетховен опускал голову в ледяную воду и так настраивался на творческий процесс» – в этот момент Анна делает паузу и слегка улыбается, словно давая возможность прочувствовать метод великого музыканта.

Какие ритуалы у меня? Конечно, мне очень помогают медитации – с их помощью я очищаю голову от лишней чепухи, отбрасываю все ненужное и настраиваюсь на творческую волну. 

Я создаю себе атмосферу, которая помогает мне находиться в определенном творческом состоянии: зажигаю свечи, делаю максимально комфортным свое творческое пространство, рабочее место. Чтобы ничто меня не отвлекало от процесса сочинения слов и музыки. Воображение рисует романтического затворника, принцессу в башне, но на самом деле это не так. Это серьезный рабочий процесс.

А потом наступает период поиска информации и я открываюсь и из затворника превращаюсь в исследователя.

Здесь важно быть максимально эмоциональной и впускать в жизнь много нового опыта. Ни в коем случае нельзя закисать и превращать жизнь в день сурка. Потому что именно новые эмоции и опыт наполняют тебя. Ведь важно не только найти идеи, но эмоционально зарядиться. Поэтому даже привычные вещи я пытаюсь делать по-новому.

Я легко придумываю себе новые увлечения: играю в бадминтон, прыгаю с банджи или просто могу собраться и уехать в другой город. В такие моменты я заряжаюсь словно батарейка – это и есть та самая эмоциональная наполненность для сонграйтера, которая помогает создавать новые треки.

А как начинался ваш путь в мир музыки? Когда вы поняли, что музыка – это ваше призвание?

Мои первые осознанные воспоминания о музыке: моя мама оставляет меня на балконе, и я пою для всех людей нашего дома. Помню, как люди выходили на свои балконы, слушали с улицы. Я просто придумывала мелодии и пела их в голос, устраивая такие импровизированные концерты. Я представляла как стою на большой сцене. Мама делала это потому, что я могла так петь часами. 

Я сочиняла и импровизировала и, конечно, не запоминала и не записывала мелодии, но сам процесс меня завораживал.

В более осознанном возрасте мне посчастливилось попасть на концерт Земфиры. Я обожаю ее как сонграйтера и автора музыки. Все ее песни я до сих пор знаю наизусть. В тот момент для меня оказаться на ее концерте было чем-то волшебным. И вот это свершилось. Невероятное событие, которое произвело на меня сильное впечатление: тысячи людей пели в голос ее песни. Каждая нота и аккорд откликались у фанатов, касаясь каких-то глубоких потаенных уголков души. 

На концерте Земфиры у меня произошел инсайт. На ум пришла очень простая и очевидная мысль, которая не приходила раньше: у одного человека в голове родился определенный текст и мелодия, она превратила и в музыку и теперь десятки тысяч на концерте и миллионы людей по всей стране слушают эту музыку, знают ее, и знают каждое слово. А еще этот человек живет классной жизнью: она на сцене, в максимально экспресс и свободе.

И мне захотелось также. Я представила, как собираю свои стадионы и как мои песни поют миллионы людей в разных странах. 

Ведь это невероятно! Слова и мелодии хитрым образом сплетаются в уникальные песни, а потом через музыку и исполнителя попадают в голову других людей и безвозвратно меняют их жизни.

Все это меня настолько поразило, что я решила связать свою жизнь навсегда с музыкой. И через несколько лет у меня начало получаться.

Некоторое время назад вы начали сольную певческую карьеру, а до этого только писали музыку и песни. На протяжении нескольких лет вы занимались только написанием песен: это осознанный выбор или так просто сложилось?

Не могу ответить на этот вопрос однозначно. У меня есть довольно странный момент: мне постоянно, как сольному артисту, чего-то не хватает. Это уникальный случай: как сонграйтер я могу написать песню для кого угодно, могу работать в разных стилях, придумывать что-то новое. Но себя найти я не могу. 

У меня нет такого, что я могу четко обозначить свой стиль: манера исполнения, тембр, жанр, стиль. Я могу как угодно, могу по-разному. Но вот уникально, так как это делают Земфира или Скриптонит, не могу. Это, наверное, называется «не нашла себя». И в этом вся сложность, которая долгое время меня останавливала.

Такое свойство не дает мне проявиться как сольной артистке, потому что люди просто не могут понять «А она как кто?», не могут меня идентифицировать, узнать.

Это же свойство «быть разной» помогает мне развиваться в роли сонграйтера. Очень мало авторов, которые могут творить в разных стилях и проявиться в разных музыкальных направлениях. У меня же, как мне кажется, это получается.

Но я все-таки решила делать музыку, в том числе и для себя, и развивать свою сольную карьеру. Иначе свой уникальный стиль не найти.

Каким вы видите продолжение своей карьеры сонграйтера? Есть те, кто мечтает поработать с зарубежными исполнителями, написать хит мирового масштаба, или переехать в LA. А какие у вас планы?

В сентябре 2020 года меня посетил новый инсайт: я поняла, что не так много людей реально умеют писать качественные песни и вообще не знают основ. Поэтому я поставила себе цель: поднять на новый уровень сонграйтинг на территории бывшего СНГ, и непосредственно в России.

Оказалось, что те знания, которыми я владею, их мало кто применяет. После участия в проекте «По студиям» я поняла, что очень много людей не обладают информацией, которая мне казалась очевидной. Поэтому я подумала, что наверное будет круто поделиться своими знания и опытом с другими и научить людей искусству сонграйтинга. 

Вообще довольно часто мне писали люди в директ моего Инстаграм с запросами научить писать песни или с запросами типа «Как можно улучшить трек» или «Разбери, пожалуйста, мою песню». Многим я помогала через персональные консультации и поняла, как могу масштабировать свой опыт: учить других сонграйтеров писать песни круто.

За годы моего творчества и отчасти я выработала свою методику, конкретные алгоритмы для написания хорошего трека.

Как показывает моя практика, многие люди думают, что треки пишут примерно так: «Вот сижу я где-нибудь в кафе и вдруг у меня появляется вдохновение, после чего текст новой песни начинает литься рекой…». Нет, так это не работает. Там есть свои законы, определенные алгоритмы. И если ими пользоваться, то можно с большей вероятностью написать хитовый трек. 

Такие рассуждения привели меня к идее создать свой курс по сонграйтингу – «Алгоритмы Хита». Первый поток прошел в январе 2021 года и у моих учеников уже есть реальные кейсы – некоторые ученики продали свои треки топовым артистам, а некоторые их треки уже залетели в ТОП чартов. Я максимально довольна таким результатом, потому что чувствую свою причастность к этому.

И я вижу, как мое влияние и польза становятся больше – раньше я писала песни, а сейчас еще и показываю другим, как это делать. 

Отсюда и моя новая цель и миссия – как можно больше людей научить пользоваться моими алгоритмами и повысить уровень сонграйтинга. Я прямо вижу, как треки моих учеников поют исполнители первой линии. Это сильно заряжает.

Тогда что нужно, по вашему мнению, современному сонграйтеру, чтобы быть востребованным и успешным, кроме, конечно, крутой музыки и текста?

Важно понять свою «воронку». Что это значит?

Это простая математика, которую я поняла в определенный момент своей жизни: если я напишу, например, 5 песен, то одну купят. А чтобы регулярно продавать 2 песни в месяц, мне нужно ежемесячно писать 10. При этом я понимала, что мне постоянно нужно искать новые идеи и повышать свой уровень профессионализма. В итоге все вместе дало результат: у меня начали покупать по 2 песни в месяц и я вышла на определенный комфортный для меня заработок.

Со временем такая математика стала более эффективной: сейчас мне нужно написать меньше песен, чтобы заработать определенную сумму денег. К тому же у меня уже есть имя, что повышает мою известность и средний чек за один трек, и опыт, что дает мне понимание того, как написать качественный трек.

Чтобы стать спортсменом-победителем, хорошим врачом, инженером, необходимо много тренировок и практики. В сфере сонграйтинга – то же самое. Нужно действительно много тренироваться и писать песни. Если сейчас ты начинающий сонграйтер и у тебя совсем нет продаж, значит тебе нужно сделать 10 вариантов песен, которые ты сможешь рассылать исполнителям.

И, конечно, постоянно искать новые идеи, смотреть тренды, вырабатывать свой особый стиль.

Самое главное – не расстраиваться, если ближайшие 3, 5 или даже все 10 песен, которые ты выставил на продажу, никто не купил. В расстройстве нет никакого смысла. Необходимо понять, что именно в твоих действиях нужно докрутить: спросить мнение экспертов и повысить качество треков, сделать качественное портфолио или договориться с менеджером, который сможет продвигать треки среди лейблов и исполнителей.

Но нет смысла просить дать обратную связь своих друзей, родственников или просто случайных людей. Нужно спрашивать мнение профессионалов: «Что мне нужно сделать, чтобы результат был такой же, как у тебя?»

У каждого сонграйтера и композитора свои причины, по которым его треки не цепляют и каждому нужно докручивать свое. Взгляд со стороны профессионала покажет, что конкретно нужно улучшать: может быть проблемы с тональностью, поэтому трек «не звучит», или может нужно подкрутить саунд и отдать трек хорошему аранжировщику, возможно стоит добавить бридж или прописать крючки.

Самому порой такие вещи не видны. 

А так нужно просто много пахать, постоянно развиваться и быть в поиске нового материала.

В одном из интервью вы говорили, что пишете примерно 20 песен в месяц – это было летом 2019-го года. Сколько треков в месяц вы пишете сейчас?

Сейчас, конечно, по-другому. У меня появился курс и ему я уделяю много времени: всю информацию, которая есть у меня в голове сформировать в текст, выстроить особым образом, сделать видеоуроки. Это большой объем работы и для этого мне необходима особая энергия.

А собирать идеи и потом садиться за написание треков – это совсем другая энергия и другая жизнь. Я занимаюсь курсом уже чуть больше полугода и в это время пишу меньше, но очень точечно. Сейчас каждая песня, которую я пишу, очень крутая и либо быстро продается, либо я оставляю ее себе для сольного проекта.

Большую часть времени я уделяю своим ученикам, чтобы сделать курс максимально полезным и удобным.

В самом начале, 4 года назад, когда я начала много и активно работать у меня продавалась каждая пятая песня. Но с каждым годом, как говорят в бизнесе, конверсия у меня улучшалась. Через 1-1,5 года продавалась каждая четвертая песня. Потому каждая третья и теперь практически каждый трек идет на продажу или для собственных релизов.

А что нужно, чтобы достичь такого уровня? Как я уже говорила – много работать и вкладываться в свое дело. Просто на самом деле люди довольно ленивые. Начинающие сонграйтеры жалуются, что у них ничего не продается. Но если он 10% своего времени посвящают написанию песен и еще 5% на то, чтобы один единственный трек раскидать по исполнителям, то, конечно, вряд ли из этого что-то получится.

Если ты стал сонграйтером, композитором, исполнителем, музыкантом, звукорежиссером, то нужно подходить к своей деятельности, как к делу всей своей жизни. Только так можно достичь высоких результатов.

Вы много рассказывали про свой опыт написания трека для Егора Крида «Сердцеедка». А из чего складываются ваши отчисления за этот трек? Там у вас и вокал, и текст, и музыка.

Я работаю за фиксированную плату с передачей исключительных прав. С «Сердцеедкой» было также. Поэтому никаких отчислений за этот трек у меня нет.

Мой гонорар складывается на основе того, какую песню я написала, с каким артистом я взаимодействую и указывает ли меня исполнитель в качестве автора песни. Если указывает – то стоимость может быть пониже. Если же артист не хочет афишировать настоящего автора трека, то гонорар будет выше.

Как вы думаете с чем связан факт, что довольно много артистов не хотят указывать настоящих авторов трека?

С «Сердцеедкой» была такая ситуация: в контракте было указано, что Егор под своим клипом указывает меня как автора и голос песни (так как в припеве записан мой голос). Но в итоге в клипе указали так: «Special thanks – Ana Baston». Конечно, меня это сильно расстроило и я долго не могла понять, что за несправедливость. Мне было непонятно, почему артисты так поступают с авторами.

Но недавно я поняла. В этом мне помогла певица Просто Лера. Косвенно.

А потом я узнала, что все эти песни написала не она. Каждый трек написан ее продюсером Кауфманом. И для меня статус Просто Леры изменился: я больше не воспринимала ее как исключительного и уникального автора-исполнителя.

Есть такие музыкальные направления, в которых очень странно и совсем не круто быть просто исполнителем. Рэп, мелодичный рок под гитару – это жанры, в которых у исполнителя есть история и он рассказывает ее через свои треки. Поэтому и автором текстов или музыки он «обязан» быть.

Когда вышел альбом у Просто Леры, я его заслушала до дыр! Слушала каждую песню и думала: «Ну как же можно было так круто написать! Какая же ты талантливая девочка, какая ты молодец. Как же ты нестандартно мыслишь. Прямо новая Земфира». Я благодарила Вселенную за такую музыку и кайфовала от каждой песни.

У меня была даже ситуация на курсе: одни ребята написали трек для топ-артиста и об этом я рассказала в своем Инстаграм – искренне порадовалась за них, рассказала какие они крутые. После объявления этой новости мне написали и попросили убрать пост, потому что артист не хочет, чтобы люди узнали, что он не сам пишет песни.

На примере Просто Леры я поняла, что отношение к артисту, особенно в определенных жанрах, может серьезно измениться, если фанаты узнают, что им кто-то пишет треки.

Артисты, лейблы, продюсеры знают об этом и очень ревностно относятся к этому вопросу. В репе важна трушность, поэтому Егор не афиширует, что кто-то иногда для него пишет треки. То же самое с Просто Лерой, которая играет гитарную душевную музыку.

В попсе все иначе. Дима Билан и Лобода не претендуют на то, чтобы быть исключительными авторами текстов и музыки, хотя они прекрасные музыканты и профи. Но они не авторы. В их случае нормально, когда есть отдельно исполнитель, а отдельно – композитор и сонграйтер. И люди не будут обсуждать, что, например, Дима Билан не сам написал свой трек.

А еще бывает такое, что артисты, которые пишут песни сами, испытывают определенные трудности, попадают в творческий кризис. В такой ситуации им нужно либо уходить со сцены вообще, либо временно покупать треки у других авторов, потому что ему важно поддерживать к себе интерес. Авторы-исполнители в этом смысле заложники обстоятельств и собственного вдохновения.

Вы рассказывали историю о том, как в течение 2 лет вы рассылали свои демки разным артистам и лейблам, но ответов не было. Совсем. Не хотелось все бросить на тот момент? Что вы чувствовали?

А я и бросила. 

Моя первая попытка продавать треки закончилась неудачей. Вот эта история. 

В какой-то момент я вдруг решила для себя, что вообще-то пишу классные треки и стоит попробовать их продавать. Нашла адреса лейблов, музыкантов и продюсеров, отправила им свой «хит» и принялась ждать. Чтобы вы понимали, трек назывался «Марлезонский балет» и до него я не продала еще ни одной песни. Этот же трек я прямо вынашивала, докручивала, занималась им не меньше месяца и была уверена, что меня ждет успех.

Но реакции не было. Я, конечно, подрасстроилась и пришла к выводу, что наверное все-таки песня оказалась не очень, раз никто не отвечает. Поэтому решила отправить еще 2-3 трека. Но и тут не было никакой реакции. Так продолжалось 2 года, пока я не опустила руки настолько, что перестала писать песни и заниматься музыкой совсем. Ушла в сферу клипмейкерства, где провела следующие 2 года. 

Но обстоятельства жизни меня все-таки вернули меня в сферу сонграйтинга и я начала с мыслями «Мне пришлось снова писать песни». Однако я такой человек, что все-таки решила идти до конца и делать в этот раз все иначе, с другим подходом, профессионально. Все изменилось, когда я сходила на бизнес-тренинг, где мне дали конкретные инструменты бизнеса и я немного по-другому посмотрела на свою творческую историю.

В свою первую попытку я подходила к процессу написания песен в порыве творчества, в состоянии художницы, которая творит музыку. Тренинг добавил мне прагматизма, логики и конкретных бизнес-инструментов. К умению писать песни я решила добавить бизнеса: у меня появилось понятие воронки. Я сочиняла много, изменила к этому свое отношение и выстроила процесс. Я не отчаивалась, если у меня не покупали песни, просто продолжала писать песни и совершенствоваться. Элементы сложились и дали результат.

Я докрутила много в своем материале, отношении, процессу и песни сами по себе стали лучше. Соответственно пошла и реакция от артистов, а с ней и продажи.

Супер! Сможете назвать 3 своих трека, которые лично вам нравятся больше всего?

Треки, по которым меня знают – «Сердцеедка», «Про белые розы», «Предприниматель», «Неземная». Но я не считаю их лучшими. 

Я обожаю трек «Метеориты». Это мой трек, как сольной артистки. В этой песне я проявилась максимально в полной мере как личность.

Мой второй трек – «Песня Дождя». Ее релиз был в апреле 2021 года – совсем свежий релиз, хотя эту песню я написала 2,5 года назад. Три весны подряд я хотела выпустить трек, но я понимала, что это не хит по определенны критериям хита, который действительно может стрельнуть. Но этот трек однозначно у меня вызывал невероятные эмоции – я плакала, улыбалась, танцевала – каждый раз что-то со мной творится под эти слова и мелодию. Поэтому я все-таки решилась выпустить его.

А на третье место я поставлю «Сердцеедку». Одна из моих любимых песен и одна из немногих, которые я написала и сразу же поняла: «Это новый хит!» Тут много сложилось прикольных элементов, после которых подумала: «А ведь я молодец!»

«Сердцеедка» – действительно супер хит, который быстро залетает в память и создает особое настроение. В завершении нашего интервью, поделитесь, пожалуйста, тремя советами для сонграйтеров и композиторов, которые только начинают и стремятся работать с лучшими артистами страны.

Информация для тех, кто хочет написать хит и попасть в топ-чарты. Если вы просто хотите написать авторскую песню, чтобы сказать «Я умею писать песни. У меня такой внутренний мир и я его показываю через свою музыку». За этим не ко мне. Ко мне – за знаниями о том, как сделать хит. 

Первое: постоянно держать руку на пульсе – мониторить и анализировать хиты во всех топ-чартах, чтобы найти алгоритмы. 

Когда я поставила себе цель написать хиты и стать супер сонграйтером, я проанализировала 50 песен в топах зарубежных чартов и по всем параметрам начала выписывать их особенности: форма, гармония, текст, мелодия, припев, куплет, фишки, манера. Каждый параметр, чтобы затем выявить сходства. 

Если хотите создавать действительно хитовые композиции, независимо от жанра, необходимо анализировать самые топовые треки. 

Второе: наслушенность. Чем больше вы будете слушать разнообразную музыку, тем больше на подсознании у вас будет откладываться материала, который затем будет складываться в композиции и тексты. Слушайте разную музыку, разные жанры и просто изучайте фишки и интересные нестандартные решение, которые затем, совершенно причудливым образом сложатся в вашу уникальную мелодию.

Но если вы хотите творить в определенном жанре, то стоит сделать больший упор на музыку этого жанра. Если вы хотите писать в стиле рэпчик, то вам нужно слушать больше рэпчик. Если вам больше по душе ретровейв, то переслушайте разные треки из 80-ых, чтобы затем схожие мелодии случайным образом рождались у вас в голове.

Третье: будьте внимательны к деталям и постоянно находитесь в поиске свежих идей. Они могут прийти к вам совершенно неожиданным образом: вы увидите какую-то рекламу, биллборд и услышите какую-то фразу – сразу записывайте. Услышали, что кассирша сказала «свободная касса», как у Jerry Heil – @Вiльна_каса, и у вас родилась песня.

Вокруг нас множество идей – они окружают нас постоянно, и важно быть внимательным, уметь их замечать.

Вот эти три момента, всего-навсего.

И, конечно, относитесь к написанию музыки, как к делу своей жизни, а не просто как к хобби, о котором вы после работы просто думаете: «Сейчас сяду и что-нибудь чиркану»