Как заработать на музыке: автор «Вокруг Шум» Касты и HammAli & Navai «Прятки» о работе саундпродюсера

Валерий Текель – автор музыки к суперхиту «Касты» «Вокруг Шум», а также для треков Басты, Ëлки, L’one, HammAli & Navai, Кравца и многих других. Участник нескольких телевизионных проектов и сольный исполнитель под псевдонимом JewCuba. В кругах шоу-бизнеса известный композитор и автор песен.

Лениво люди бродят по торговым центрам
За рубль с чем-то технику берут под проценты
Так бы и шло, только не заплыл бы мозг жиром
Кому тяжело — держитесь, желаем мира!…

Вокруг шум. Пусть так
Ни кипишуй. Всё ништяк
Вокруг шум. Пусть так
Ни кипишуй. Всё ништяк…

Расскажи про свой день. Как живет композитор?

День – максимально хаотичный и у меня нет какого-то традиционного формата дня, как у большинства людей: проснулся, метро, работа, домой через магазин…

В принципе все, что я когда-либо делал, было для того, чтобы больше ничего не делать (улыбается). И в какой-то степени сейчас так все и есть.

Могу сказать, что у меня часто бывают сбитые режимы. Но обычно просыпаюсь в 10 или 11 часов. 

Долгое время я работал на износ и, конечно, это сказалось на моем здоровье. Поэтому больше времени я уделяю своем состоянию, максимально концентрируюсь на этом. Прямо в студии, там где я сплю, у меня стоят тренажеры для физических упражнений, есть все необходимое оборудование, чтобы заниматься музыкой. Поэтому больше я никуда не бегу и от этого мои дни стали спокойнее, чем были раньше.

У меня есть администратор или, как это модно говорить – supply manager – человек, который получает зарплату за то, чтобы снабжать меня и мою студию всем необходимым. Нужно привезти провода или купить новые синтезаторы – это к нему. Он приносит мне еду, организует уборку. В общем полностью обустраивает мой быт. Мне остается только есть, ходить в туалет, заниматься собой и в спокойном ритме писать музыку.

Почему ты сейчас решил жить такой размеренной жизнью?

Раньше я впахивал и очень много здоровья потратил на то, чтобы просто зарабатывать. В конце концов, как и большинство людей, я столкнулся с тем, что здоровье дороже. И, конечно, как обычно, это бывает, понял это, когда начались проблемы.

Поэтому сейчас в большей степени стараюсь концентрироваться на себе, своих внутренних ментальных и физических ощущениях, привожу себя в порядок. Сколько бы ты ни зарабатывал, ты не будешь счастлив, если со здоровьем беда.

В какой-то момент решил немножко притормозить. Много зарабатывать – это, конечно, хорошо, но это бешеный темп, особенно в Москве. Нужно быть все время в состоянии мультитаск. 

Если сократить до минимума, то мой день состоит практически из «ничего»: гимнастика, правильный рацион питания, небольшая тренировка и раз в 2-3 дня я уделяю время работе, что обеспечивает мне несколько недель жизни. Может месяц.

Если я ничего не трачу, то пара таких часов может обеспечить три месяца просто спокойного и размеренного проживания. Никаких дорогих покупок типа колонки за 500 тысяч или синтезатор за 200 тысяч или ремонт авто на 300 тысяч – вот без таких экстремальных трат. 

Поэтому и режима работы у меня нет. Работаю когда захочу. Стараюсь максимально быть свободным от всего и даже больше уделять времени не музыке, а какому-то внутреннему самопознанию. Наверное в этом и может быть цель каждого музыканта – спокойно творить не опасаясь за финансовую сторону. Тогда вся энергия и весь фокус направлены на творчество.

Сейчас у меня достаточно аскетичный образ жизни: не тусуюсь, особо нигде не бываю – пребываю сам с собой. Да и прошлый год был такой своеобразный, со всей этой историей самоизоляции, а у меня к тому же параллельно этой истории шел ремонт в студии, который только недавно закончился. Так что мне было не до веселья и развлечений. Больше года проспал на полу, просто на подстилке.

Почему так? 

У меня спокойно такое может быть. Однажды я и на скамейке в парке спал, в самом начале своей московской истории. 

Я просто часто фанатично увлекаюсь какой-то идеей, задачей, проектом и не думаю о комфорте. К тому же ремонт и обустройство студий съедали много ресурсов. Так что было не до дивана.

А сейчас лучше. Ремонт закончен; я в потоке и все студии сами себя окупают. Поэтому и мой распорядок дня – максимально свободный. Так что я дауншивчу по полной. Иногда, особенно после непростых периодов, нужно устраивать себе такую разгрузку. Потому что есть физическое перенапряжение, а есть энергетическое и психологическое, когда начинаются панические атаки, нервные срывы, депрессии и т.п. Приятного в этом нет ничего. 

В общем пока Бог дает отдыхать, я это делаю. А работа – часа на 3 один раз в 2-3 дня – даже в удовольствие. Такой вот рабочий график.

Блог UpSound читает много людей, которые только-только входят в сферу шоу-бизнеса. Когда ты начинал, как это было у тебя? Какие советы ты можешь дать, чтобы найти вдохновение для творчества?

Скажем так, обладая некоторым уровнем профессионализма, музыку можно писать и без вдохновения. Потому что если ты часто это делаешь, ты нарабатываешь опыт, скилл. 

Если творческий человек понимает, что такое инициация, то с помощью этого знания можно задать любой импульс. Для композитора это может быть любой звук: подборка на синтезаторе, интересные музыкальные решения в музыке прошлого, просто какой-то звук на улице – все это дает определенный ассоциативный ряд, инициирует творческий процесс. 

Инициацией может стать даже просто перебор клавиш на синтезаторе, а может быть и фраза, услышанная в разговоре людей в метро, ресторане и т.п.

Тебе понравится какая-то фраза и ты выдаешь сходу на нее припев или крутой куплет. Есть то, что может инициировать какую-то мысль, логическую связь, идею, задать вектор.

Поэтому точно не стоит просто сидеть и ждать вдохновение. Это глупо.

Люди, которые просто ждут вдохновения – это неопытные музыканты, которые достаточно хаотично двигаются по жизни. Для профессионала важно быть в форме any time. Стоит понимать, что именно ты активируешь творческий процесс.

Когда я сажусь за синтезатор, то никогда не знаю, что там получится. Я никогда не загадываю, не заказываю музыку, которую буду писать. Максимум, можно перенять атмосферу и настроение другой музыки. Обычно я так пишу референсные задания.

Как мне кажется, самое главное, особенно для начинающего композитора, не вдохновение, а: 

  1. Нестандартный гармонический и мелодический ход
  2. Обширный теоретический и практический базис: навыки игры на разных инструментах, наслушанность другой музыки.

Почему я работаю всего несколько часов в неделю и мне этого хватает? Потому что я на основе своего опыта очень быстро решаю задачи, которые передо мной стоят – нескольких часов обычно мне хватает.

Не раз бывало, когда мне задавали вопрос:

– Сколько тебе нужно, чтобы написать песню?

– Ну, вечер.

– В смысле? То есть сегодня с утра мы присылаем тебе техническое задание и ты вечером присылаешь нам готовую музыку или даже песню?

– Ну, да.

– Да быть такого не может…

Мой процесс творчества происходит моментально – я же лишь просто довожу идеи до логического завершения. Больше времени уходит на то, чтобы записать музыку в секвенсор. И это происходит как раз благодаря одному из факторов, который я упомянул выше: музыкальная подготовка и наслушанность.

Но важно и знать свои сильные стороны, особенности. Кто-то может быть крутым мелодистом, а кто-то здорово придумывает топ-лайны, другой же может создавать классные гармонии или грувовые биты за 5 минут. Такая фишка есть у каждого и позволяет выделиться на фоне остальных. Поэтому важно для любого начинающего композитора – найти свою сильную сторону. 

Если же просто пытаться конъюнктурить и сидеть на одних и тех же битах, то ничего хорошего и интересного из этого не получится. В России нет толком понимания, что такое эталонная музыка и мы пытаемся брать пример с зарубежных исполнителей. А копия почти всегда хуже оригинала. 

Свою фишку я знал всегда и ее всегда подмечали артисты: «Ты придумываешь крутые мелодии! Они прямо заедают». А вот слова Влади: «У тебя гармошки и мелодии прямо крутые!» У меня есть эта чуйка на интересные гармонические ходы и по-прежнему – это моя сильная сторона, которая дается мне легче всего.

Скажи, как думаешь, почему ты так ярко и быстро ворвался в шоу-бизнес? Чуть ли не первый трек и сразу Касте, который стал одним из топовых треков на десятилетия.

Почему я так быстро ворвался  в музыку, в шоу-бизнес? Я же отправлял музыку просто на электронку, как и все остальные. Мелочей не бывает. Все важно. Вероятность была очень высокой, что письмо просто не посмотрят. Но важна не только музыка, но и то, как ты коммуницируешь с людьми, как ты пишешь приветствие, как составлен твой е-мейл, какая у него тема. Важна и твоя внутренняя уверенность и состояние. И так во всем. Кто знает, почему именно мое письмо парни открыли, а не письма других композиторов? Мелочей не бывает. Важно все.

Важные элементы успеха – это и умение общаться с людьми и, конечно, какая-то особенность в тебе, что-то интересное. 

Когда «Каста» релизнула трек «Вокруг Шум» – это было что-то новое, необычное, крутое. В то время было гораздо больше шансов заявить о себе, чем сегодня. Особенно если ты представляешь новую школу. Все новое с интересом рассматривалось.

А сейчас когда все есть… Вот есть все! Буквально. Выделиться невероятно трудно и можно это сделать только за счет того, как ты интерпретируешь «классические» музыкальные направления и за счет твоего, как это модно говорить личного бренда и особенности. Если просто играть в стиле дабстеп, то вряд ли ты этим кого-то удивишь. Нужно сделать так, чтобы основные звуки музыкального направления заиграли интересно и небанально.

И музыкантам стоит смириться с тем, что музыка есть уже просто вся. И мы уже не сможем придумать велосипед. Это исключено. Все уже придумано.

Поэтому выделяться можно только за счет деталей. Очевидно, что для этого нужно оттачивать свои музыкальные скиллы, постоянно слушать музыку. Всякую. Начиная от самой старой, 30-ых годов, а еще блюз, соул, фанк, джаз, обязательно слушать классику. 

У меня, можно сказать, музыкальная школа была с детства. Мой отец – музыкант, и я рос в музыке, которая была максимально разнообразной. Я слушал таких исполнителей, которые никогда не использовали стандартные, канонические решения и однотипные формы построения музыкальных композиций. 

Таким подходом отличалась группа Queen и The Beatles. Почему они были уникальны? Потому что они были нетривиальны. Их нетривиальность стала возможной за счет нестандартных, но очень простых и гениальных музыкальных решений. 

Мне подарили дар хорошего гармонического вкуса, которые дают «вау-эффект» моим композициям и делают мою музыку востребованной. Хотя если откровенно сказать, большинство музыки, которую я написал, мне не нравится. 

Ты сказал «большинство». Тогда какие из твоих треков лично для тебя самые любимые?

На самом деле это одни «старики».

Тот же «Вокруг Шум». На музыку для этого трека меня вдохновил 50 Cent со своим «Disco Inferno» – там был очень классный мелодический ход и я его использовал. Это было интересно, одна из моих первых работ, с которой я сразу попал в Касту. Этот трек на меня самого произвел эффект ВАУ, ведь тогда все для меня было в новинку.

Понятно, что сейчас я воспринимаю его не так, как тогда. Но мой гипофиз напоминает, что это было круто. Работа над треком и затем результат вызвали у меня какие-то невероятно крутые эмоции. Конечно, сейчас, если бы я услышал что-то подобное, то скорее всего подумал бы: «Что за старомодный ретрофутуризм».

Еще один трек – «Сочиняй мечты» – это прям круто. Просто, тупо, круто. Нетривиально. Там есть очень классные крючки, хорошие триггеры.

Мне как ни странно, несмотря на определенную нудность, нравится песня «Прятки». Есть детали в музыке этого трека, которые меня прямо цепляют. И песня такая дворовая, даже слегка босяцкая. Она просто так исполнена и в целом все сложилось так, что звучит смачно, вкусно.

Очень понравилась работа с Мишей Крупиным «Красный бархат». Это прямо дань олд скулу с шансоном. В этом просто больше музыки, больше жизни, чем во многих других современных работах. Гармония не минорная, как принято в российской ментальности.

Еще у Влади есть трек «Прощание». Этот трек прямо приняли практически так, как я его написал, не поменяв в нем, кажется, ничего. И за этот трек мне очень многие музыканты респектуют, потому что он ничего общего не имеет с модными тенденциями и с жанром хип-хопа. Это такая акустическая скрипичная музыка – трогательная, минорная, даже в чем-то классическая, и передает чуть ли не загробный характер. Там и песня соответствующая. Все сложилось и получилось очень атмосферно.

Мне интереснее всего смотреть на реакцию людей – очень прикольно бывает. Когда мы приходим в караоке и звучит, например, «Сочиняй мечты» или «Вокруг Шум», людей прямо качает, как на современной дискотеке для старшего поколения, когда они слышат «Руки Вверх». Молодёжь кстати не отстает и тоже отлично знает музыку прошлых поколений. Потому что она была какая-то настоящая.

Но мой топ треков связан скорее с тем, какие эмоции я тогда испытывал. Сейчас же к музыке я отношусь более хладнокровно. У меня есть понимание формулы того, что работает, а что нет – понимание, что заходит музыкально, гармонически, мелодически. Это самая главная чуйка, которая должна быть у композитора или сонграйтера.

Пожалуй, сейчас в музыке стало меньше эмоционального порыва. Стало больше профессионализма, музыкальной теории.

Сегодня, когда приходят музыканты, я могу им сказать: «Давайте вот здесь сделаем, как Джимми Хендрикс – сыграем в схожем стиле, возьмем похожие пассажи». Раньше же было все скорее так: «Давай валить от души! Главное, чтобы качало!»

Сейчас же при написании треков работаем под конкретную задачу: идет работа с аранжированными аккордами, как это принято у какого-то исполнителя или группы, где-то мы принимаем осознанное решение свингануть или сыграть гуляющий басс. Даже в самой речи музыкантов стало больше профессионального сленга, наполнения.

Раньше же вся музыка, мои личные находки и решения были в новинку. Часто возникало ощущение, что получилось что-то новое и крутое, эффект ВАУ. Потому что все это было в первый раз, необычно.

Поэтому все последующие песни, которые я написал, не то, чтобы они мне совсем не нравятся. Я всегда работаю над музыкой так, чтобы в итоге она мне понравилась и отдаю ее заказчику только тогда, когда достигаю этого.

Сейчас рынок стал таким, что все стало проще. Еще в 17 лет я писал какие-то сложные гармонии и мне казались они чем-то авангардным, очень крутым. Получалась какая-то некая эклектика. А сейчас три хорошо звучащие ноты дают 100% успех и делаю трек крутым и вайбовым.

И со своей стороны могу сказать, что каждый звук, который я использую для написания музыки – супер дорогой и качественный, потому что делаю я его на самом крутом оборудовании. Однако ощущения, что я придумал что-то невероятно крутое и свежее нет – из разряда Цоя или Земфиры. Потому что сами музыкальные тенденции на рынке не позволяют музыке держаться в ТОПе слишком долго и вкусы современных слушателей изменились в сравнении с тем, что было раньше.

В одном из интервью ты говорил, что Каста указала тебя на альбоме, Влади звонил и спрашивал, как тебя подписать и вообще, ребята в прошлом не скупились на такие подписки. Но сейчас с этим труднее. Почему раньше артисты более открыто подходили к тому, чтобы честно ставить реальных авторов напротив треков? Или все-таки это не так и ситуация не поменялась?

Я вижу причину в том, что сейчас популярна идея селфмейд-артиста. При этом на это практически никто из исполнителей не способен полностью, полноценно, даже так – полноциклово. Потому что никто из артистов сейчас не автономен ни в одном вопросе. 

Раньше ответственность за артиста чаще всего брали компании или продюсеры. У той же самой Касты был продюсер. Возьмем Басту. Люди, которые более или менее близки к его истории, знают, как появился такой исполнитель как Вася Вакуленко, и что он не селфмейд. И ведь в этом нет ничего плохого. Я уже не говорю про молодых ребят, которые появляются сейчас – отлично подготовленные коммерческие проекты.

Просто вот эта вот идея, что я сам… А что, если ты не сам, то это якобы зашкварно?

А то, что широкой аудитории пускают пыль в глаза и говорят, что «артист все сам», когда на самом деле «не сам» – это ли не более зашкварно?

Или вот еще такой пример. Однажды при мне одни ребята сказали, что в раскрутку трека типа денег вообще не вложили – просто выложили трек в ВК. При этом они даже не знают, что такое таргетинг и все остальные инструменты музыкального маркетинга. В итоге этот трек выстрелил так, что на следующий день было множество репостов и они сталисупер звездами. Но я знаю эту историю по-настоящему. Парни сделали рекламу по бартеру и ее ценность была если не десятки миллионов, то миллионы рублей точно.

Любой дурак с любой песней, если бы ему сделали такую супер рекламу, как этим парням, на следующее утро проснулся бы знаменитым, ну или, как минимум, медийным человеком. Не факт, что успешным музыкантом. Но медийным человеком он бы стал точно!

Как бы так сказать, чтобы никого не обидеть?.. Есть много артистов, которые просто невежественные создания. Они не понимают, что за их успехом и медийностью стоит большая команда, которая делает большую работу. 

Понятно, что когда артист выходит на сцену, он выходит один. Но для того, чтобы это произошло, работает целый коллектив людей, каждый их которых имеет свою собственную историю, кейс, профессионализм, который он нарабатывал годами. У музыкантов собственное портфолио, которое они собирали всю жизнь, а кто-то всю жизнь свою уделял только тому, чтобы круто владеть каким-то инструментом. 

Музыканты идут на лишения в жизни, чтобы достичь каких-то результатов. И после этого на сцену выходит «селфмейд-артист» и говорит, что он всем сам… А в это время, за его спиной и за кулисами находится огромная команда.

Некоторые артисты реально, открытым текстом, могут сказать «Ну подумаешь, написал музыку для песни! Это же всего лишь бит для НАШЕЙ песни. Это же мы – артист!» При этом они совсем не отдают отчет в том, что музыка – это такая же важная часть карьеры, как и голос, сценический образ, маркетинговая стратегия, публикация в СМИ. Теперь можно даже не быть супер музыкантом, но обладать таким мощным PR-агентом, что ты будешь знаменит 100%. Как говорят в шутку «волосатые руки везде» – это вот про классный PR. Или человек, который поверил в тебя, как в артиста, и инвестировал серьезные деньги в раскрутку.

Поэтому грустно видеть, как артисты вешают на себя ярлык селфмейд, указывают в титрах к своим клипам видеоператоров и даже людей, которые этим операторам подносят стул, но не композиторов и сонграйтеров. А все почему? Негативно влияет на имидж и позиционирование…

Начинающим музыкантам традиционно интересна тема заработков. Расскажи, пожалуйста, из чего складывается гонорар композитора?

Классика жанра. Здесь есть 2 проблемы.

Первая – артисты не любят делиться роялти.

Вторая– помимо роялти, они еще и не очень любят платить высокий фикс. 

У начинающего артиста, кажется, нет иного варианта, кроме как работать за очень маленькие деньги, пока он не сделает классных именных коммерческих работ.

Мне очень повезло: Бог наделил талантом, с которым нужно было просто что-то делать в направлении музыки. Дорогу осилит идущий. В результате у меня такой путь и выстроился. Конечно, мне пришлось пахать, но в итоге это того стоило и привело к высокому результату. Сейчас нахожусь в такой позиции, когда я выбираю как работать: за фикс, роялти или фикс+роялти. 

На моих глазах происходят разные истории, ведь у меня арендуют студии много начинающих битмейкеров, аранжировщиков, композиторов. Эти ребята делают свою музыку за копейки: 5-10 тысяч рублей. А в итоге эта музыка приносит исполнителям и лейблам миллионы рублей. Миллионы! Но ни компании, ни артисты не хотят делиться роялти. Ведь гораздо выгоднее заплатить 10 тысяч рублей, после чего забрать 10 миллионов.

Насколько я помню, трек «Прятки» для которого я написал музыку, принес парням по 15 миллионов рублей каждому. За один квартал. 

Итоговая математика вырисовывается не в пользу композитора. Он получает примерно 20 или даже 30 тысяч рублей вкупе с какими-то дополнительными услугами, а приносит артистам фикс в несколько десятков или даже сотен тысяч рублей. Поэтому, конечно, интересны роялти, которыми не очень любят делиться.

Если брать чисто коммерческую составляющую, не примешивая к ней творчество, то человек будет работать иначе – больше вкладываться. Это другой уровень взаимодействия, другой посыл. 

Сейчас даже мне, композитору с определенным именем в шоу-бизнесе, чтобы быть востребованным, нужно постоянно выпускать суперхиты, чтобы на меня все время был спрос. Такой подход принесет много денег. То есть просто крутым профессионалом быть уже недостаточно, потому что шоу-бизнес строится на медийности. То же самое и для композиторов.

Возьмем Славу Марлоу. Сказать, что он крутой продюсер – это слишком приврать. Этот чувак делает биты и пишет песни для себя. Он не продюсер. Битмейкер переходящий в продюсеры. Но за свои работы он берет около 300 тысяч рублей, хотя, по моему мнению, они не стоят и 20 тысяч. Есть много молодых талантливых ребят, которые делают более качественную музыку. Но где они и где Слава? Конечно, не мне считать чужие деньги – каждый зарабатывает столько, сколько ему готовы платить. Но все же…

Каким бы крутым молодой музыкант, композитор, аранжировщик продюсер ни был, без медийности больше 10-20 тысяч рублей за свои работы выручить трудно. Человек с моим багажом при должной медийности это может делать. Но не молодые музыканты.

А много у тебя уходит времени на написание песни?

По-разному. Но чаще всего мне нужен вечер, чтобы написать 1-2 песни.

У меня был случай, когда не было работы и я «вдруг» решил что-то поделать. За неделю написал 8 песен и на следующий день, когда завершил все, продал 4 из них за 700 тысяч рублей, после чего не работал ближайшие 2 месяца. И это я еще скидку сделал, за опт и комплекс (улыбается).

Если бы те же самые треки продавал музыкант без моего бэкграунда, он может быть продал все 8 ну тысяч за 100 с копейками.

Каждый композитор сам выбирает – работать на мизерных фиксах или верить в начинающих исполнителей и пытаться зарабатывать на роялти. Что хуже я даже не знаю.

В свое время, например, я не поверил в историю Hammali & Navai и поэтому отказал им в сотрудничестве за роялти. Ко мне обратился Bahh Tee и просто попросил: как мне. Это было за очень скромный гонорар. Я не знал, кто у ребят будет промоутером, какая у них будет стратегия, какой бюджет. Мало что предвещало, что они выстрелят так.

Теперь пацаны стали супер успешными, а мне нет-нет да и приходит мысль в голову: «Мне же предлагали роялти…»

Если бы мне сказал тогда хоть кто-то, что будет такое мощное промо, то я бы вписался без проблем. А тут привели пацанов и попросили по-братски музыку им сделать. Ко мне не раз приводили таких, без ничего. И они оказывались нигде, ни с чем и ничем. Но история Hammali & Navai оказалась другой.

Есть другая история. К одному продюсеру привели молодого Шнура и предложили ему им заняться. Но продюсер не поверил. Теперь мы знаем, что в итоге случилось со Шнуром, а его портрет висит у этого продюсера в офисе как напоминание.

У Влади из Касты была такая же история с Элджеем. Для Влади молодой рэпер оказался не тем проектом. Но Элджей разорвал шоу-бизнес и продолжает это делать.

Трудно решиться на роялти, когда тебе предлагают артиста, за которым нет вообще ничего. После одного моего вопроса мне все сразу становится ясно. Я спрашиваю: «А какой у тебя бюджет на промо?»

Получаю ответ: «20 тысяч вот сюда и еще 30 вот туда. А когда выстрелит что-то, мы сразу вложим 100 тысяч дальше».

В нынешних реалиях такие суммы не решают вообще ничего. Если готовая к релизу песня стоит 150-200 тысяч рублей (по довольно скромной оценке), о каких промо в 30 тысяч и о каких роялти можно говорить? Это смешно.

Зарабатывать очень не просто в мире музыки. Нужно действительно очень много лет работать, чтобы сделать себе имя. Стремиться и работать со звездами. Как бы меркантильно это ни звучало, но «Деньги не пахнут». 

Можно работать сейчас с любым – берите практически любого популярного исполнителя. Но если вы хотите работать с адекватным людьми, то их можно встретить только среди «старшаков» – это Каста, Артем Жара, Елка.

А молодежь практически вся максимально невменяемая! Они вообще не понимают мир шоу-бизнеса, музыку и, что естественно, вообще не понимают, зачем пришли на студию. Часто я слышу такие разговоры: «Давай, братан, накинем бит за 5 минут и сделаем трек». 

Серьезно!? Насмотрелись на YouTube видосики «Песня за 5 минут» и идут делать высокую коммерческую музыку, которая станет «вирусной» на следующий день.

Люди думают, что музыку делать легко. Бывали и такие, которые говорили прямо так: «Это же легко! Ты же профессионал. Давай, сделай за 5 минут. А потом его закинем в этот самый, как его называют…» И забывают, что хотели сказать, потому что на самом деле не знают такого названия, как секвенсор.

Таким я отвечаю: «Давайте поверим в то, что пишут на заборе и сделаем так, как просят. Прямо сейчас!»

Другая группа молодых еле-еле оплачивает аренду. 15 тысяч рублей. И молодежь работает целый месяц, чтобы оплатить эту аренду, а потом после записи наскребают мелочь, чтобы купить пенное и пригласить куда-нибудь девочек.

Путь к успеху непрост и состоит из лишений, аскетизма, фанатизма. Это же какую силу воли нужно иметь, чтобы после ночевки на скамейке с бомжами не бросить музыку и Москву, не вернуться в свой город, чтобы устроиться на «нормальную работу».

Про лавочку в парке – это моя история. И я не срулил. А 99% срулят. Такие фанаты, как я, встречаются очень редко. И именно мы добиваемся успеха. 

Я это говорю к тому, чтобы снять молодежи розовые очки и чтобы каждый взглянул на шоу-бизнес, музыкальную сферу сознательно, трезво, без розовой мечты о триумфальном утре после первого релиза и большом концертном туре по всей стране.

Поэтому фикс или роялти – решает каждый для себя сам.

У тебя интересный и непростой путь. Расскажи, что для тебя самое просто в музыке, а что самое трудное?

Легко? Писать музыку. Само производство всегда было самым простым. А вот все остальное – максимально сложно.

Сложно было остаться в Москве, особенно в 2015 году, когда был кризис. Сложно было терпеть безденежье – 10 месяцев подряд я не заработал на музыке ни одной тысячи рублей. И это все тянуло за собой другие моменты: приходилось отказываться от любимых вещей – я продал две машины, вылетел из нормальной квартиры. На последние деньги на скамейке в парке ел хлеб и запивал сметаной.

Вместе со мной в Москве двигалось много ребят. Теперь же в творчестве осталось всего 1-2 человека.

Сложно было и в личной жизни, потому что никому не нужен нищий фанатик, которого все обходят стороной. Жить где попало, питаться чем Бог пошлет.

После этого все остальное, особенно теперь – легко. Есть где спать, что кушать. Сейчас у меня студия 120 квадратов с роскошным оборудованием. Тот очень непростой период меня сильно закалил. 

Это все может выглядеть так, словно я жалуюсь. Это не так. Тот период был моим осознанным выбором. Если есть здоровье и реальное желание, то все можно вывезти.

Теперь же я живу в своем мире и в свое удовольствие: немного гимнастики, удобный диванчик, маленький турничок, рядом столовая. И сейчас все вокруг меня так, что мне не хочется ничего менять.

Я пересмотрел свое отношение к многим вещами и главное понял: уж лучше меньше зарабатывать, зато в комфорте и спокойно для здоровья, чем жить в постоянной суете и со слепой верой в светлое будущее, которое все никак не наступает.

Что дальше планирует делать Валерий Текель? Раскроешь планы? На что нацелен? Будешь покорять мировой шоу-бизнес и работать с ТОПовыми зарубежным артистами? Или писать музыку для кино?

Я очень хочу писать музыку для кино. Так и есть. В точку. И да, хочу поработать зарубежными артистами. 

Еще мы строим сейчас две студии в Москва-Сити. Там будет большой комплекс и мы хотим его развивать. Сити – это большой поток клиентов и есть возможность выйти на мировой уровень. 

Я хочу менять музыкальные тенденции на рынке – это главная задача. Потому что если поменяются тенденции, то поменяется и индустрия в целом. Чтобы люди увидели, что те дураки, которым сейчас везет, это всего лишь дураки, которым сейчас везет. И там нет творчества. А реального успеха, в долгую добиваются те, которые реально что-то делают своими руками. Не те, которые просто дешево конъюнктурят. 

Хочется поменять индустрию так, чтобы промоутеры продавали искусство, а не big tasty. Смена индустрии поменяет мозги людям. Вот такая глобальная цель.

Для этого нужен большой авторитет, громкие имена в портфолио, медийность. У меня сейчас хладнокровный расчет во всей истории. Но не для того, чтобы получать внимание женщин, и грести деньги. А для того, чтобы менять индустрию.

Я вижу кучу талантливых людей, которые бьются об стену, расшибая лбы. А какие-то перцы, которые ничего не умеют в музыке, заливают в рекламу по 10 миллионов рублей и типа становятся суперзвездами, когда на самом деле они просто убивают рынок и полностью размывают понятия об искусстве и таланте.

Малевич рисовал свой «Черный квадрат» в знак протеста. Но он умел рисовать, он знал свое дело. Все остальные начали рисовать квадрат потому, что они больше ничего не умеют, ничего из себя не представляют. Хочется убрать этих «черноквадратчиков» коммерсантов и вывести на авансцену реально творческих и талантливых людей.

Чтобы музыку судили за музыку, а не за медийность звезды. Чтобы к музыке относились как к искусству, а не как к модному аксессуару для тиктокеров и блогеров.