Константин Чертов – о выходе артиста на гастроли и инвестициях в музыкальный проект

Скачать
Слушать в iTunes
Слушать ВКонтакте

Артистология. Шестой выпуск. Гость – Константин Чертов, продюсер, концертный организатор, создатель сайта RusShow.biz.

Из выпуска вы узнаете:

  • Как появился «RusShow.biz» и для чего он нужен?
  • Как артисту себя продавать? Какие материалы для этого нужны?
  • Какие необходимы инвестиций, чтобы вывести музыкальный проект на окупаемость?
  • Какой средний срок окупаемости музыкального проекта?
  • Как артисту выйти на гастроли? Какая последовательность шагов?
  • Чем артисту заинтересовать промоутеров?
  • Как кавер-группам повысить стоимость выступлений? Как им делать выступления чаще?
  • Как попасть на музыкальные фестивали? Насколько это важно для промо артиста?

Сокращенную текстовую версию интервью читайте ниже.


Расскажите о вашем пути. Какой был опыт?
Я пришел в шоу бизнес как артист. Мы много ездили, гастролировали. Потом все это переросло в организаторскую деятельность. Я – концертный директор, тур-менеджер, организатор, промоутер. Все, что связано с гастролями, концертами, мероприятиями, спектаклями – моя работа. Еще одно направление – продюсирование, вывод артистов на рынок.

Вспомним хронологию. Я знаю, у вас была группа, известная в своем регионе. Или по России тоже ездили?
У нас группа была, называлась «Испанские летчики». Зародилась она в городе Воткинске. Это Удмуртия, откуда я родом. В 60 км от города Ижевска. Родина П.И. Чайковского и ракет СС-20. Творческий город. Группа быстро получила локальную известность и мы начали штурмовать соседние регионы. Урал, всю среднюю Волгу. Это была середина 90-х.

В 2000-м году нам предложила контракт компания «Медиастар» в Москве. В то время – крупнейший продюсерский центр. Генеральным директором был покойный ныне Юрий Айзеншпис. Исполнительным продюсером – Александр Толмацкий. Там было много известных артистов. Децл, который как раз тогда и появился, «Парк Горького», Мурат Насыров, «Отпетые Мошенники» и другие.

Мы подписали контракт. Стали гастролировать. Умудрились за 3 года сделать 360 концертов по стране. Это очень много для группы такого уровня. Засветились во многих сериалах. Потом в шоу бизнесе я остался один, без коллектива. Концертами группы тогда занимался тоже я, и у меня сохранилось много связей по стране. Концертная жизнь стала налаживаться сама собой.

Тогда не было такого интернета, организаторы на местах обращались напрямую: – Можешь концерт «Дискотеки Аварии» устроить или «Гостей из будущего» привезти? – Могу. К 2006 году я уже прошел многие компании. Продюсерский центр «Сидиленд», где я возглавлял региональный отдел. Продюсерские центры «Новое время», «Союз концерт». В 2006 году открыли собственную компанию с моим большим другом Владимиром Мельниченко. В тот момент он входил в пятерку самых крупных туровых прокатчиков. Я делал масштабные локальные мероприятия. Но разовые. Все обещал заняться турами.

Так появилась компания «Мельник концерт». Мы приступили к совместной организации крупных фестивалей, программ, больших концертных туров. За 10 лет много чего сделали.
С Владимиром в итоге разошлись. Он осел на одной из площадок средней Волги. Я остался в Москве. Мы дружим, созваниваемся. Он на местах теперь работает.

Не так давно с супругой организовали event агентство в Ижевске. У нас на родине. Делаем корпоративные, заказные мероприятия. Параллельно начали обращаться артисты. В том числе известные, у которых просела ситуация по концертам. Не буду называть имена. Мы разрабатывали для них стратегию по возвращению на рынок с помощью гастролей. Стали появляться молодые музыканты. Их нужно было выводить на рынок с нуля. Так постепенно мы перешли в сферу продюсирования.

В какой момент появился «RusShow.biz»? Для кого это? Для вас это бизнес или имидж?
Это не бизнес и не имидж. Идея ресурса родилась, когда я перестал быть артистом. Достать контакты в других городах было сложно. Сотовых нет, только пейджеры. Узнать номер телефона можно только через «Справочную». Там понятия не имели, какие заведения и клубы есть в городе. Добывали информацию разными способами.

Я задумался: «Почему нет единого справочника для артистов?». Была только база контактов директоров артистов «Интермидиа». Рынок площадок для артистов огромный. Это разные государственные и районные организации. Управления культуры и спорта. Управления по делам молодежи. В каждом городе регулярно проходят разные праздники – дни города, календарные праздники. Это все деньги из бюджета.

Второе направление – развлекательные заведения. Ночные клубы, крупные торговые центры, рестораны, дискотеки. Везде можно себя предлагать. Есть корпоративные мероприятия. В каждом городе куча предприятий, которые что-то празднуют. Это рынок event-агентств. Им можно себя предложить. Для каждого артиста есть масса площадок. Даже если ты не крупный артист, у тебя нет менеджера, можешь заниматься этим самостоятельно.

Идея была создать ресурс, где будет собрана вся эта информация. Реализовать идею получилось не сразу. Сначала думали сделать платный доступ и заработать на этом. Но к моменту, когда все раскрутилось, платный доступ стал неактуален. И у нас уже были другие заработки. Мы решили, пусть люди приходят и пользуются бесплатно. Мы потом можем рекламу на сайте продать.

Это сайт, где артист может найти контакты любой площадки, верно?
Да. Есть еще функционал соцсети – обмен мгновенными сообщениями. Можно сразу послать сообщения на площадки, отправить какую-то информацию. Планируем ввести раздел «Тендеры». Но это уже будет закрытый раздел, не для всех. Отдельный доступ, где можно будет получить тендер от коммерческих организаций на участие в мероприятии или его обеспечение. Не важно, насколько ты крутой, где находишься. Берешь в руки телефон, заходишь на сайт и делаешь себе гастроли.

Можете посоветовать пошаговый алгоритм, как артисту себя продавать? Что нужно, какие материалы? Как это делать дороже?
Надо понимать, о каких артистах речь. Инструкции нужны начинающим. В гастрольный тур надо собираться, когда у тебя есть материал, программа. Если этого нет, не стоит дергаться. Надо сначала подготовиться.

Если материал есть, но артист с ним нигде не выступал. Сделал несколько постов в соцсетях и все. Стоит ехать? Или лучше заняться продвижением?
Вопрос в другом. В своем городе этот артист собирает? Нет? Тогда зачем ехать в другие города? Собери в своем городе. Раскрути свою программу. Работай с соцсетями. Начни выступать где-то. Засветись в клубах, на площадках. Из этого можно сделать хорошее промо, оно поможет продвигаться. Стал известен в Челябинске – можно пытаться делать выступления в Екатеринбурге. Делай следующие шаги.

Я ничего нового не сказал. Занимайтесь промо. Прежде, чем ехать в другой город, наведи там шумиху. В наше время артисты без соцсетей все делали. Связывались с местными радиостанциями, пытались попасть в эфир. В каждом городе есть радиостанция, которая может поставить в эфир, кого она захочет. Можно устроить выступления в клубах. Он сделает промо для вас через свои соцсети. Так многие пробивались. «АК-47» выступали по всему Уралу, когда они здесь еще не были известны. Многие рэперы так раскручивались.

Но у «АК-47» радио не было.
Нет. Не обязательно должно быть радио. Это один из инструментов. У нас не было интернета. Мы заклеивали афишами весь город, устраивали концерты. Использовали дни города, чтобы засветиться на большую аудиторию. Иногда приезжали за копейки. А через полгода уже пытались выступить в ночном клубе, собрать людей. При этом клуб нас сам рекламировал. Сейчас есть соцсети. Выступайте на больших массовых мероприятиях, заполняйте город своим материалом. Это прописные истины.

Поговорим про event агентства. Вы сказали, что оно у вас было или есть.
Оно есть, до сих пор существует, нормально работает.

В Ижевске?
Да, в Ижевске. Мы возили по всему Поволжью звезд нашей эстрады на корпоративы. В какой-то момент к нам стали обращаться с просьбой делать всю программу. Потому что местные агентства не всегда тянут уровень, который от них ожидают. У нас не так много людей работает, но мы делаем хорошие мероприятия. Стали организовывать ивенты и без звезд. Местного формата. Иногда бывают неплохие бюджеты.

Агентство существует. Мы часто туда ездим. Недавно были в Поволжье. Провели ижевский этап чемпионата России по автозвуку «Raska Russia». Это наше ежегодное мероприятие.

В ходе разговора вы сказали, что можно встать в эфир региональных радиостанций. Если повезет. И как будешь стараться. А как нужно стараться? Что нужно делать? Если я никого не знаю на этой радиостанции. Как сделать так, чтобы меня взяли?
Никто тебя в эфир не поставит, если тебя не знают. Есть отличный инструмент – tophit.ru. Там можно разместить свою песню. Если трек интересный, радиостанции берут его в эфир. Мы многих артистов там размещаем.

Это уже базис, от которого можно отталкиваться. А дальше связываемся напрямую с радиостанцией. Хорошо, если тебя кто-то рекомендует. Ищете людей, которые вас представят. В регионах проще это сделать.

То есть нужно найти людей, которые как-то связаны с радиостанцией?
Да. Кто тебя представит? Но главное – делать качественную музыку. Если материал плохой, ни одна радиостанция его не возьмет.

Вернемся к вашей текущей деятельности по выводу артистов на концертный рынок. Как артисту выйти на гастроли? Последовательность действий? Например, это девушка. Сама не пишет. Материала еще нет. Но есть большое желание. Неплохо поет. Поп-музыка. Что ей нужно делать?
Под каждый проект разрабатывается отдельная стратегия. Если артист начинающий, первое, что нужно сделать – это создать материал. Мы просим артиста самому написать что-то. Если не получается, обращаемся к авторам. Прослушиваем 600-700 песен, чтобы найти одну, с которой можно зайти. Потом серия продакшн-мероприятий.

Затем идет вторая волна поправки стратегии, когда материал готов. Вывод на рынок. Это промо-акции, различные интернет-ходы, работа со СМИ. Главное, знать целевую аудиторию, на которую работаем. Как с ней взаимодействовать. Мыслить аналитически и стратегически. Это обычный бизнес.

Промоутер заинтересуется артистом в единственном случае. Если поймет, что на артисте можно заработать.

Вы сказали, что пытаетесь, спровоцировать артиста писать самому. Для чего это нужно?
Это экономит деньги. Купить песню это расходы. Когда артист ищет себя, он понимает направление, где ему комфортно. Всегда лучше, когда артист пишет сам. Если он способен дать классный материал, зачем искать кого-то? Артист разный – когда исполняет свое и чужое. На начальном этапе это видно. Энергия другая.

Но не всегда у артиста есть авторский талант. У вас есть примеры, когда такой подход сработал и артист выдал крутой материал?
Да.

И до этого он никогда не писал?
Попытки написания были, но очень слабые. С аранжировками и музыкой люди справляются. Музыкальные люди. Кто-то пишет классные тексты. Есть такие примеры. Но это редкий случай.

Если говорить про финансовую часть. Сколько необходимо инвестиций, чтобы стартовать проект и вывести его на этап, когда он начинает приносить деньги? Какой средний срок окупаемости музыкального проекта?
Возьмем пример с начинающей девушкой. Она умеет петь, неплохо выглядит, ведет себя как артист, делает первые шаги. Минимум год нужен, чтобы ее вывести. Чтобы она начала ездить по ночным клубам. При стоимости гонорара в 100 тысяч рублей. Год плотной продуктивной работы.

Я не могу сказать, сколько проект будет стоить. Это зарплата персоналу, который работает. Расходы на продакшн. Расходы на СМИ, продвижение, посевы и так далее. Расходы на коллектив. Кому-то шоу-балет нужен. Кому-то – музыканты. Зависит от формата. Репетиции, постановки программы. Все это – расходы.

Все же есть какая-то средняя цифра? Условно, было 5 проектов, все сложить и разделить на 5, получится сумма.
Наш самый успешный проект – группа поехала, потратив 1 миллион 200 тысяч рублей.

В течение года вложили?
Нет, они поехали через 3 месяца. Второй успешный проект – это спектакль. На постановку было потрачено около 700 тысяч рублей. Сейчас собираем туры. На осень стоит 13 городов. При помощи гастролей мы создали вокруг спектакля шумиху. Убедили организаторов, что он продается. Они начали нас покупать. Дальше уже сами продают этот спектакль.

Важна стратегия. Мне проще, я вижу картину со стороны организаторов. Знаю, чем заинтересовать, как достучаться. Музыканты, которые сидят в Москве, не знают, как это работает. Им тяжело. Не знают рынка, не видят его.

В случае со спектаклем мы не тратились на промо. Мы использовали спектакли, которые поставили сами как рекламу. Мы в них вложили, но окупили. В случае с музыкантами у нас были бюджеты и в 5 миллионов рублей. Были известные артисты, которые начали забываться. С ними мы ничего не тратили. Делали хитрые схемы.

Что нужно показать промоутеру, чтобы он заинтересовался артистом и привез его?
Промоутер заинтересуется артистом в единственном случае. Если поймет, что на артисте можно заработать. Все. Нужно классное портфолио. Презентация, где все емко рассказано. Желательно, чтобы был отработанный список городов. Покажите, какие площадки собирали, с каким результатом. Желательно, чтобы это были знаковые места. Понять это просто. Посмотрите в интернете, где в городе проводятся крупные мероприятия. Если вы какие-то из этих площадок собирали, используйте это как козырь.

Желательно, чтобы был бэкграунд. Одна из схем, которую мы используем при выводе артиста, – создаем бэкграунд в интернете. Показываем, что трек крутится. Делаются перепосты. В поисковиках есть статьи об этом артисте, видео, что-то еще. Мы за свой счет ставим спектакли, делаем концерты. Сами арендуем залы, выезжаем в города. Запускаем рекламную компанию и продаем этот концерт. Набиваем аншлаг или 80% зала, чтобы получилась показательная история.

Таких городов делаем несколько. И потом этим козыряем. «Смотрите, при такой цене билетов, мы сделали аншлаг или мы продали 80% мест. Сделайте у себя, вы тоже продадите»

Разные ходы есть. Организатор должен понимать, что сможет на вас заработать. Или хотя бы не потерять.

Вне записи у нас зашла речь про кавер-группы. Есть советы для них? Каким образом можно повысить стоимость своего выступления? Как можно делать выступления чаще?
Есть 3 кавер-группы, которые у меня на хорошем счету. Из московских – это группа «TANSLU». Женская группа, с которой я сейчас работаю. Группа из Ярославля «Мамульки бэнд». Не совсем кавер-группа, у них много своего материала. Но люди любят их за каверы. И самая любимая – «Волга-Волга» из Казани. Это наши друзья, с которыми мы работали долгое время.



Почему я люблю их? И не люблю многие другие? Потому что эти ребята делают шедевры из чужих песен. Вкладываются творчески. Перерабатывают их на столько круто, что невозможно остаться равнодушным. Люди стараются.

Большинство кавер-групп в нашей стране просто делают деньги, исполняя чужие песни. Не вдаваясь в переделку этих песен. Если вы из этой серии, не стоит думать о гастролях. Но если вы относитесь к чужому творчеству так, как это делает «Волга-Волга», то будущее есть. Гастрольный график у них на зависть многим.

Кавер-тема сейчас очень востребована. С ней можно гастролировать. Люди с удовольствием покупают и берут кавер-группы. Даже регионы берут московские кавера. Это дорого – нужно оплачивать перелеты, гонорары. Но все равно берут. Главное – уровень исполнения.

Что еще можно сделать?
Если вы хотите успешно гастролировать за достойную цену, продвайте себя так же, как продают другие представители шоу-бизнеса. Должно быть дорогое, красивое промо. Вы должны круто выглядеть. Тогда и ценник можно повышать, и спрос будет.

Вы должны делать полноценное шоу. Даже, если поете «Летящей походкой», нужно делать это так, чтобы было ярко и эффектно. Тогда вас будут покупать. А если это просто перепевка, это не интересно. Таких групп в каждом городе очень много.

Вложение сил в выступления ведет к тому, что ценник и количество выступлений растут?
Во главе всегда стоит материал. Что такое материал артиста? Не только песни. Но и упаковка. Как это все выглядит? Что делается на сцене, что происходит на фото и видео? Хороший продукт и хорошая реализация – две неотъемлемые вещи. Залог успеха.

Вы говорили об исполнителе, которого получилось вывезти на гастроли за 3 месяца. И потратить на это 1 миллиона 200 тысяч рублей. Можете рассказать, что было сделано? На что пошли эти деньги и как получилось так быстро его стартовать?
Первое – мы грамотно подобрали две заходные песни. Записали их. На одну был снят недорогой клип. Был небольшой посев в соцсетях, на сто тысяч рублей. Мы вошли в хит-парады «ELLO» и «ClipYou». Чарт на Муз ТВ.

Дальше все быстро развивалось. Пошли просмотры на Youtube. Подписали контракт с одним из выпускающих лейблов. Песня стала появляться в эфирах, начались первые гастроли.

Мы немного хитрили. У нас не было программы. Мы делали каверы. Использовали две песни из репертуара артистки, которые она сама написала до прихода к нам. Даже при таком ограниченном материале мы вытягивали 45 минут. Свои песни, каверы, интерактив. Она стала ездить по гастролям. Сейчас она в видном статусе, работает, все хорошо.

Поговорим о фестивалях. Есть пошаговый алгоритм, как на них попасть? Например, у меня рок-группа. Хотим на «Нашествие». Как это сделать?
Почему именно «Нашествие» вам нужно?

Нам кажется, что именно там целевая аудитория.
Хорошо, но вы до этого участвовали в фестивалях? В каких-то программах? У вас есть концерты? Вы должны понимать, «Нашествие» – это очень знаковый фестиваль. И просто так туда не попасть.

Что бы я сделал? Я бы пытался попасть сначала на другие фестивали. Их много в России. Почти в каждом регионе. Грамотные музыканты используют их с пользой для себя. На сайте allfest.ru есть информация обо всех фестивалях. Вы должны выслать свой материал. Пройти отборочную комиссию. Я бы еще достал контакты организаторов. Знаю случаи, когда люди проходили, потому что удачно позвонили или написали организаторам.

Платить вам никто не будет на первом этапе. Там огромные деньги идут на хедлайнеров. Плюс своих неизвестных групп очень много. Но все равно фестиваль нужно использовать во благо.
Сам выезд на фестиваль — это кураж, драйв. Это — гастроли. Эйфория от того, что вы будете выступать на огромной тусовке. Но нужно трезво понимать, что вас там никто не знает. Как это можно использовать? Поставьте фотографа в толпе. Сделайте хорошее портфолио. Будет, что показать, чтобы вас подпустили к следующему мероприятию. Это повышает кредит доверия к группе. Так можно и до «Нашествия» дойти.

Можно сразу отправить материал на «Нашествие», если считаете себя настолько крутыми. Скорее всего, вас срежут. Но иногда люди как-то проходят. Надейтесь на удачу. Отправляйте материал везде. Пытайтесь выходить на организаторов. Убеждайте их. Ждать, что на вас сами обратят внимание не стоит. Главное, поймите, что с этими фестивалями делать. Минимум – сделайте портфолио.

На начальном этапе, не важно, как вы там выступите? Важен сам факт выступления и тот материал, который вы оттуда вынесете?
Именно так. Факт и то, что вы оттуда вынесли. Как вы там выступили, скорее всего, никто не запомнит. Там ждут не вас, а хедлайнеров. Но это уже круто для старта. Вы получаете плюс в свое промо, повышенный кредит доверия к вашей группе. Участие в таком фестивале – отличная рекомендация.

Последний вопрос. Стоит ли пытаться делать промо через концерты, когда вас никто не знает? Делать гастрольный тур за свой счет. Или лучше сосредоточиться на других способах – радио, соцсети и прочем?
Надо на всех способах концентрироваться. Ни один не игнорировать. Тогда будет результат. В нашей стране есть примеры групп, которые так раскрутились. Концерты – это отдельное направление деятельности, оно должно быть.

Можно взять небольшие клубы. За свой счет или на процент с организаторами. Договоритесь с клубными промоутерами. Привлеките с помощью соцсетей аудиторию. Начните с небольших заведений. Пусть это будет заведение на 100 человек, но соберите его битком. Это лучше, чем взять заведение на 500 человек и оставить наполовину пустым. Где реакция будет лучше?

Еще классная идея – это паразитический маркетинг. Находишь аудиторию артистов, которые близки тебе по стилю и жанру. Более известных артистов. Если ты – репер, найди сообщество реперов. Начни приглашать их к себе на мероприятия, в свои соцсети. Чтобы они могли ознакомиться с твоим материалом. Лично пиши, анонсируй выступления. Многие собирают таким образом первые концерты.

Хорошо пройдет — на следующий концерт народу будет побольше. Но у тебя уже будет костяк аудитории в этом городе. Чтоб собрать первый концерт, надо постараться. Нужно убедить людей, что у тебя интересный материал.

Подкаст был записан и смонтирован в студии звукозаписи Resonant Arts