Вы страстно хотите заниматься музыкой, но у вас нет выдающихся музыкальных талантов? Или может быть вы музыкант, который хочет сам управлять своей карьерой?
Это можно реализовать с помощью собственного музыкального лейбла. Не стоит сразу же вешать ярлык и говорить, что это невозможно!
Я расскажу, что для этого нужно, а вы уже решайте, стоит ли ваше желание сделать себе имя в музыкальной сфере усилий по созданию своего record-лейбла.
Что такое лейбл?
Звукозаписывающие лейблы помогают создавать, записывать и распространять музыку. Они выбирают артистов, которых хотят представлять, подписывают с ними контракты и продвигают их всеми возможными способами в зависимости от выбранной схемы взаимодействия.
Деньги получают за альбомы, которые продает исполнитель; за музыку, которую скачивают, а также за выступления и туры, стримминг, концерты, рекламные контракты и т.п. Большинство лейблов для своих артистов предоставляют все виды услуг: от записи и лицензирования до маркетинга и PR. Такие лейблы чаще всего работают по схеме 360 градусов.
В мировой музыкальной сфере доминируют 3 главных лейбла: Warner Music Group, Sony Corporation и Universal Music Group. Им в спину дышит Walt Disney Record, который считается самым успешным независимым музыкальным лейблом Америки.
Обычно крупные лейблы управляют музыкальным контентом, медийной жизнью артистов и создают вокруг себя лояльную фанбазу. Возьмите, например, продюсерский центр Максима Фадеева Malfa. Сотни тысяч людей знают музыку Максима, любят ее и она сама по себе уже давно стала брендом.
Какие навыки, опыт и образование нужны для создания собственного лейбла?
Чтобы открыть лейбл звукозаписи, не нужно специфические образование, однако стоит обладать определенными навыками и опытом. Что необходимо?
- Знать музыкальную индустрию изнутри.
- Разбираться в музыкальных направлениях – чтобы определять артистов и жанры, которые будут популярные в ближайшие несколько лет.
- Организационные навыки. Управлять компанией – непросто. В силу особенностей музыкальной сферы, когда необходимо вести сразу несколькими проектами, особенно с развитием лейбла.
- Управленческие навыки. Для лейбла необходимы сотрудники, а для этого нужны опыт найма, обучения и управления персоналом.
- Базовые юридические знания. Это необходимо для спокойной работы с гонорарами, контрактами артистов и другими элементами отрасли.
- Маркетинговый опыт. Владельцу лейбла совсем не обязательно заниматься маркетингом самому, но маркетинговые знания будут полезны для оценки потенциальных артистов, управления каналами сбыта и формирования маркетинговых планов.
8 шагов для запуска своего музыкального лейбла
В нашей статье речь идет о создании инди-лейбла. Проще говоря независимого лейбла от крупных звукозаписывающих компаний типа Universal или Sony.
Шаг №1. Выбрать тип музыки
С чем ассоциируется Газгольдер? Баста и рэп. А с чем Black Star? Современная R’n’b музыка. Считается и подтверждено множеством примеров, что инди-лейблу проще добиться успеха, если выбрать конкретный музыкальный жанр.
Важно определиться с музыкальным стилем, который вы будете продвигать. Чтобы заявить о себе, необходимо четко позиционировать свой лейбл на музыкальном рынке.
Если вы ориентированы на продвижение поп-артистов, то рок-группы – это совсем не ваш профиль. И наоборот, если вы ищете новых аутентичных исполнителей тяжелой музыки и в ближайшее несколько лет видите перспективы подъема этого музыкального направления, то стоит сконцентрировать свои усилия на поиске соответствующих исполнителей.
Шаг №2. Выбор имени и создание бренда: сколько нужно денег?
Насколько важно выбрать запоминающееся имя для артиста, настолько же важно определиться с классным названием для лейбла. Оно должно быть легким, звучным и запоминающимся: Velvet Music, Black Star, Respect Production, Warner Music Russia, Первое музыкальное издательство, Zhara Music, Kaufman, Effective Records, Malfa и другие.
Создание правильного стиля для лейбла чрезвычайно важно. Именно по нему вас будут узнавать и именно с ним будут ассоциировать ваших артистов.
Важный элемент – логотип. По нему вас так же буду узнавать в музыкальной сфере. А некоторые лейблы по лого узнают и за пределами индустрии музыки. Тот же Black Star с несколькими сторонними бизнес-направлениями – яркое тому подтверждение.
Стоимость разработки логотипа и брендинг может начинаться от несколько десятков тысяч рублей и доходить до миллионов – все зависит от размеров бюджет на старте и к услугам специалистов какого уровня вы хотите обратиться.
Шаг №3. Поиск артистов – A&R + кто и чем занимается в лейбле?
Основные задачи лейбла – понять вкусы аудитории и определить запросы рынка, чтобы найти артистов, с которыми вы заключите договор. Так же лейбл должен выстраивать работу с композиторами и авторами, заниматься организацией записей альбомов и новых треков, работать со СМИ.
По сути весь спектр задач ложится на плечи A&R-менеджера – artist and repertoire manager. Эти сотрудники занимаются поиском перспективных артистов, которые могут добиться успеха в будущем, и переговорами с уже существующими артистами для привлечения их в лейбл.
Раньше A&R-менеджеры искали артистов «ногами» – они ходили на концерты, музыкальные бары, различные выступления, общались с людьми из музыкальной сферы, увеличивая свою сеть знакомств. Сейчас же с развитием digital-сферы и методы поиска поменялись: 90% действий A&R делает через Интернет. Важная характеристика для такого специалиста – это уникальное чутье, которое позволяет разглядеть талант и потенциал начинающих исполнителей.
В России часто эти функции размыты между сотрудниками и их может выполнять даже PR-директор.
Типы контрактов, которые заключают музыкальные лейблы:
- Стандартная (традиционная) сделка: лейбл выделяет значительный бюджет на маркетинг и продвижение артиста, принимая огромную долю расходов себя. В такой схеме сотрудничества доля лейбла составляет в среднем 80%.
В данном случае затраты на звукозапись так же покрывает лейбл. - Сделки с независимой записью, или модель дистрибуции инди-лейбл: это DIY философия – Делай это сам (Do it yourself)! Инди = independent или независимый. Когда продвижением и дистрибуцией занимается лейбл, а производством музыки – артист.
- Сделка 360: Лейбл получает процент от всех доходов артиста: туры, мерч, фан-клуб, выступления, рекламные контракты и т.п. Есть много разновидностей данного варианта сделок. Логика простая: чем больше делает лейбл, тем выше его процент и ниже роялти музыканта. Часто это напоминает стандартный вариант, но с разными нюансами.
- Сделки на синглы: основываются исключительно на синглах. Исполнитель продает права только на один трек. Все остальные принадлежат ему.
- Сделки на альбом: запись и продвижение только одного альбома.
Какие еще сотрудники нужны лейблу?
- Финансист/бухгалтер – отвечает за финансовую сторону работы лейбла. Нередко эти функции выполняет директор или собственник, если имеет соответствующие навыки – это стандартная история небольших и только начинающих лейблов.
- Юрист – отвечает за составление и подписание договора с артистами, подрядчиками и всеми правовыми вопросами.
- Отдел маркетинга – часто объединяет в себе несколько сотрудников: маркетолога, SMM-специалиста, дизайнера, которые занимаются продвижением как самого лейбла, так и продвижением исполнителей.
- A&R-специалисты – на них поиск и подписание новых музыкантов.
- PR-служба – занимается всеми контактами артистов со СМИ.
В крупных музыкальных лейблах структура сложнее и, конечно, включает больше отделов и ролей.
Шаг №4. На чем будет зарабатывать ваш лейбл?
На этом этапе необходимо определиться с формой собственности и финансовой частью.
С формой собственности более или менее ясно: Индивидуальный предприниматель или Общество с ограниченной ответственностью. Решать вам.
Доходы звукозаписывающих лейблов сильно различаются. Чем с более известным и ярким артистом лейбл подпишет контракт, тем выше будет репутация и, соответственно, прибыль лейбла. Но стандартная история – это раскрутка ноунеймов и превращение их в топовых артистов.
Часто трудно рассчитывать на большие заработки в самом начале работы. Именно поэтому довольно часто начинающие лейблы выбирают другой вариант работы: оказывают только маркетинговые и PR услуги, занимаются организацией концертов и выступлений. В общем решают узконаправленные задачи. Это, кроме экспертизы и определенного финансового потока, помогает начинающим лейблам создать себе имя, сформировать репутацию и обрести нужные знакомства.
Главный источник доходов лейбла: стриминг, концерты артистов, продажа прав на треки и, конечно, рекламные контракты. Если лейбл работает в узком сегменте, то тогда к их финансовому потоку добавляются гонорары за конкретные услуги.
Для пример возьмем Black Star. Они работают по западной схеме продюсирования: делают из ноунейма звезду. В других сферах это назвали бы услугой «под ключ»: за исполнителя делают всю работу с музыкой, занимаются его продвижением, а ему по большому счету остается только петь.
Наиболее распространенный вариант работы: модель 360. Лейбл занимается решением всех вопросов: имидж и позиционирование, продвижение, менеджмент, издательство музыки, букинг и концерты, мерч и т.п. Однако стали популярные модели, при которых артист подписывает контракт на выпуск сингла или определенного количества синглов или альбома.
Работа по модели 360 строится следующим образом: музыканту дают аванс, чтобы он занимался музыкой, не думал о деньгах на проживание и выпустил свой первый альбом. Разного рода текущие вопросы берет на себя менеджер артиста: поиск битмейкеров, аранжировщиков, дизайнеров, фотографов и т.п. Такой контракт артист чаще всего подписывает сроком на 3-5 лет. При этом лейбл зарабатывает до 80-85% от всех поступлений.
По издательским договорам артист занимается многими вопросами самостоятельно, а лейбл отвечает только за PR и продвижение релиза, альбома, выступления. Однако, часто бывают такие моменты, когда известность артиста растет или он просто физически не справляется со всеми моментами. В таком случае условия взаимодействия между лейблом и артистом могут быть пересмотрены и часть функций лейбл берет на себя, чтобы музыкант сконцентрировался на творчестве.
На чем же может зарабатывать музыкальный лейбл?
Как показывает опыт Black Start – на всем. В 2017 году выручка группы компаний составила более 1 миллиарда рублей. Их доход строился из следующих направлений:
- агентство маркетинговых коммуникаций;
- разработка софта для музыкального бизнеса;
- барбершоп и тату-студия;
- футбольное агентство;
- игровая компания;
- виртуальный мобильный оператор.
Выручку музыкального рынка в России до недавнего времени формировали концерты, а сейчас все больше это онлайн-выступления, стриминг, рекламные коллаборации и соцсети.
С одежды BS заработали в 2015 году 32 миллиона рублей. С тех пор данных в открытых источниках нет, но, вероятно, сумма равнозначна или даже выше этого. С бургерных в 2017 году прибыль составила около 20 миллионов рублей.
А что музыка? В 2017 году только на концертах лейбл заработал порядка 130 миллионов рублей. Кроме концертов, BS зарабатывает на стриминге и продаже прав. Еще одним оригинальным способом заработка была продажа девушкам прав сняться в клипе их музыкантов. И некоторые девушки платили 1, 1,5 и даже 3 миллиона рублей.
Заработок лейбла зависит от того, насколько популярны его артисты, сколько их слушают, на каких площадках они дают выступления, и т.п. Доходы могут варьироваться от минусов на начальных этапах до сотен миллионов рублей в случае работы с артистами первой линии. К примеру, доходы исполнительницы Zivert оцениваются в 200 миллионов рублей в год, а Моргенштерн за прошлый год заработал около 100 миллионов рублей.
Шаг 5. Выбор сервиса
Только что созданный музыкальный лейбл может распространять свою музыку с помощью стриминговых платформ: Spotify, SoundCloud, Boom, Яндекс.Музыка, Apple Music, YouTube Music и т.п. Однако, стриминг – это только один из вариантов продвижения, но не единственный и если концентрироваться исключительно на нем, то это может ограничить потенциал как самого трека, так и артиста.
Дистрибьюторы необходимы для распространения цифровой музыки. Они являются посредниками и передают созданную исполнителями музыку в потоковые сервисы от его имени.
Таких дистрибьюторов довольно много. Они все дают примерно одинаковый результат, однако их характеристики, схемы работы и условия по начислению и выплатам различаются.
Список основных сервисов:
TuneCore
Предоставляет исполнителям 100% заработка с треков.
Сервис взимает ежегодную плату за сингл или альбом. Чем больше музыки и альбомов лейбл будет загружать, тем больше будет платить. Не работает с BOOM и вКонтакте.
Работает по подписке. Стоимость составляет $19,99. Дает возможность публиковать неограниченное количество треков. Выплачивает 100% роялти, получаемых от стриминговых сервисов.
Минус: если не оплачивать ежегодную подписку, вся загруженная музыка будет удалена.
Сервис удобен тем, что можно настроить автоматическое распределение роялти. Удобно для тех лейблов и исполнителей, которые часто работают с роялти и многими людьми при создании треков.
CD Baby
Работают иначе. Вы оплачиваете $9,95 за трек или $29 за альбом. Каждый трек будет отправлен на все основные стриминговые сервисы, без ограничений по срокам.
Сервис взимает 9% со всех заработков, которые начисляются за трек. Сервис так же предлагает физический выпуск дисков и винила за отдельную плату и распространение их по магазинам.
Landr
Сервис специализируется на мастеринге и дистрибуция включена в любую платную подписку. Не всегда мастеринг – самый лучший вариант для музыканта. Этот вариант хорош для тех исполнителей, для которых нужна обработка их треков профессионалами.
Amuse
Этот уникальный сервис предлагает ряд функций, которых нет у других сервисов. Сервис предлагает бесплатное распространение и сохраняет 100% прибыли. За счет чего? За счет того, что это больше музыкальный лейбл, чем сервис для дистрибуции музыки.
Так же есть еще несколько сервисов: AWAL, Stem, BandCamp, Multiza, Record Union, ReverbNation и другие, которые просто необходимые лейблу для дистрибуции музыки на разные площадки.
Шаг 6. Определение вариантов работы с исполнителями
Предлагайте то, что будет выгодно как вам, так и исполнителю и начинайте работать сразу по схеме WIN-WIN. О чем вам необходимо договориться с исполнителем?
- Будете ли вы его авансировать?
- Кто будет нести расходы и как будут записываться треки?
- Вариант распределения доходов.
- Сроки действия контракта.
- И другие важные детали, которые необходимы будут с точки зрения выбранной схемы работы.
Шаг 7. Маркетинговый план
Кроме продвижения собственных исполнителей, необходимо заниматься еще и продвижением лейбла. Ведение соцсетей, PR-кампании в СМИ, коллаборации с другими лейблами и исполнителями и, конечно, необходимые для всего этого бюджеты.
Зачем нужен маркетинговый план лейблу? Чтобы продать записи своих музыкантов и обрести известность и имя как в музыкальных кругах, так и среди фанатов.
Если смотреть на маркетинговый план с точки зрения бизнеса, то он нужен для того, чтобы управлять всеми рекламными активностями, коллаборациями и взаимодействиями, которые будут направлены на рост известности и, как следствие, на увеличение суммы прибыли. Это возможно только когда вы хорошо знаете рынок и понимаете что нужно аудитории. Не имеет смысла продвигать свой лейбл за счет устаревших инструментов или брать артистов, музыканта которых совершенно не в тренде.
Также маркетинговый план будет просто необходим, если вы планируете привлекать стороннего инвестора. Так вы сможете четко показать, какие действия планируете совершить, на что рассчитываете и когда можно ожидать отдачи от инвестиций в лейбл.
Основные составляющие маркетингового плана:
- Определение миссии вашего лейбла. Например, популяризации какого-то музыкального направления. Или популяризации российских артистов на зарубежных рынках.
- SWOT-анализ. Нужен для того, чтобы четко понимать стартовые позиции вашего лейбла на музыкальном рынке.
- Определите цели и стратегии. От этого будут зависеть ваши конкретные действия.
- Определите задачи и программу действий. Этот пункт вытекает из предыдущего, когда вы четко знаете свои цели и выбираете лучшие инструменты и действия для их достижения.
- Составление плана. Формирование фиксация всех задач и целей в документе.
- Формирование бюджета: доходы, расходы и прибыль. Прогноз этих показателей.
Шаг 8. Найм или аутсорсинг?
На первоначальном этапе вы можете все делать собственными силами. Однако, вы должны быть готовы к тому, что вам придется многому учиться. Но один человек не сможет стать экспертом во всех областях. Поэтому уже начальном этапе, например, бухгалтерию лучше отдавать на аутсорсинг. С ростом количества исполнителей и проектов вам в любом случае понадобится нанимать специалистов и лучше, если у вас уже будет понимание, для каких сфер и какие сотрудники вам понадобятся.
Собственный лейбл – это очень серьезный шаг. Вы должны четко понимать, что это реально, но при этом вам потребуется много новых знаний, навыков, знакомств для успешного развития.
Больше информации из мира музыки ищите в нашем блоге и на курсе: «Музыкальный маркетинг».