Продажа песен. Полный гайд от «А» до «Я»

Вы автор? У вас много хороших песен, но вы не знаете кому их предложить? Эта статья для вас. Я знаю, что в интернете мало подобной информации (если вообще есть). Решил это немного поправить.

Последовательность шагов при продаже следующая:

  • Написание песни
  • Подготовка песни к продаже
  • Поиск клиента
  • Согласование условий договора
  • Оплата и подписание договора

Написание песни

Перед тем, как продать песню, нужно ее написать. Хорошую песню можно продать дорого и быстро. Плохую – дешево и никогда. Тут останавливаться не будем, это тема отдельной книги. Отвечу только на самые популярные вопросы в контексте продажи:

Что лучше (или проще): писать песни на заказ или продавать готовые?
Замкнутый круг: если нет портфолио — писать на заказ дорого не получится. Заказы найти сложно. Поэтому для начала нужно наработать портфолио с известными исполнителями. Пишите готовые песни и предлагайте их артистам.

В каком стиле лучше писать песню, чтобы потом ее продать?
Хотите работать автором профессионально (получать достаточно денег, чтобы не заниматься чем-то другим) — пишите в коммерческих жанрах. То, что вы слышите по радио, ТВ. То, что популярно в интернете. В узких жанрах денег мало, если вы что-то продадите, это будет разово и несистемно.

Что значит «написать песню»? Что сюда входит?
Песня — это мелодия и текст. По бытовому – это слова песни и мелодия, как эти слова поются. Сюда же – мелодия инструментальных соло, если они в песне есть.

Подготовка песни к продаже

Песня написана. Нужно подготовить ее к продаже, привести в товарный вид. Какой этот «товарный вид» — зависит от вашего статуса, отношений с потенциальным покупателем и возможностей. Если вы известный автор, и знаете покупателя лично, можете записать песню на диктофон под аккомпанемент фортепиано, и этого будет достаточно. Вам доверяют, в такой «сырой» продукт будут вслушиваться более тщательно. Если вас никто не знает, а рассылать демо будете по почте, лучше все “причесать” более тщательно.

Логика проста: чем ближе демо к финальному результату, тем меньше покупателю нужно прилагать усилий. Нет необходимости напрягать воображение, чтобы оценить, насколько это круто. Не надо представлять, как это могло бы звучать. Если песня уже хорошо аранжирована – покупателю меньше геморроя с поиском аранжировщика. Меньше риск, что получится плохо. Брать за это можно дороже. Продавать – быстрее.

Максимально качественно «упакуйте» вашу песню:

  • Сделайте хотя бы простую аранжировку.
  • Качественно запишите голос. Спойте сами или пригласите вокалиста.
  • Сделайте хотя бы базовое сведение.

У нас были примеры продажи диктофонной записи, где были только голос + гитара или голос + фортепиано. Но продать такое на порядок сложнее.

Можно ли продать текст песни отдельно?
В начале пути — очень сложно. Текста продаются плохо. Достаточно сложно оценить их качество и певучесть. Скорее всего этого делать никто не будет. Только если есть хорошее портфолио. Отсюда выход: если вы автор текстов, сначала пытайтесь найти артистов/композиторов и поработать с ними бесплатно. Как угодно нарабатывайте портфолио. Когда оно будет, проще получать заказы на текста. Будете иметь возможность продавать текста отдельно. На начальном этапе, усилия на поиск клиента на текст не будут компенсированы суммой, которую вы получите. Иначе говоря потратите месяц, а получите 3-5 тысяч рублей. Даже на еду не хватит.

Можно ли продавать аранжировки отдельно?
Можно. В рэп-музыке аранжировки продаются гораздо чаще, чем песни целиком. Там это нормальная практика. В поп-музыке аранжировки продать сложнее. Найдите партнера-сонграйтера, чтобы делать и продавать песни целиком. Либо работайте на заказ.

В других стилях: роке, джазе, фолке и прочих ситуация сложнее. Продаж на рынке мало, чеки небольшие. Если найдете покупателя — это скорее счастливый случай, нежели регулярная работа. Артистов меньше. Слушателей у них тоже меньше. Так что и места для людей, которые профессионально будут заниматься сонграйтингом тоже нет. В основном, это на энтузиазме и идее. Хотите принципиально работать в этом стиле — ищите другие источники дохода.

Нужно ли как-то регистрировать песню до начала продаж? Ее не украдут?
Теоретически – нет, произведение нигде регистрировать не нужно. В соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса РФ, вы являетесь автором произведения уже потому, что его создали. На вас и ваше произведение уже с момента создания распространяются все авторские права.

Статья 1257. Автор произведения
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.

Произведение не нужно регистрировать, чтобы считаться его автором и иметь возможность эти права защищать. Однако, в случае спорных ситуаций, предстоит доказать, что именно вы написали эту песню. Чтобы иметь возможность это сделать, можете проделать одно из следующих действий:

Вариант 1: распечатайте ноты вашей песни и слова. Скопируйте проект из секвенсора на CD (вдруг он у вас есть) или флешку. Вложите все в письмо. Отправьте его как «заказное» себе на почту. На конверте будет дата. Не вскрывайте его. Возникнет спорная ситуация — это сделают в суде. Так сможете доказать, что на указанную дату, песня у вас уже была. Если ваш оппонент не сможет доказать наличие у него демо раньше этой даты – скорее всего, суд будет на вашей стороне.

Вариант 2: депонировать песню в РАО. У них есть такая услуга. Последовательность похожая. Распечатываете ноты, слова. Приходите в РАО. Оплачиваете услугу и передаете им распечатки. На этом для вас все. Если будет суд – все как в первом варианте.

Наверняка существуют и другие варианты доказать свои права. Возможно, более современные. Если вы юрист и знаете альтернативные способы — прошу в комментарии.

Нужно ли это делать? Решать вам. Признаюсь, я этого не делал ни разу. И большинство авторов, с кем работал тоже. Но если уверены, что это суперхит, и все вокруг хотят вас обокрасть — можете подстраховаться.

Поиск клиента

Теперь самое интересное. Где искать клиентов?

Очевидный вариант: продавать по знакомым. Способ рабочий и эффективный. Останавливаться на нем смысла не вижу: есть знакомые. Звоните. Говорите что есть песня. Присылаете ее. Или показываете лично на встрече. Если им нравится — договаривайтесь по условиям. Составляете договор и продаете.

Что делать если знакомств в шоу-бизнесе мало или нет совсем? Вариант более частый. О нем поговорим дальше.

Шаг 1: Собирайте базу данных по артистам

Как это сделать? Ищете где угодно: ВКонтакте, FaceBook, на сайтах, где есть контакты артистов, через поиск Яндекс или Google. Все данные заносите в табличку. В простом варианте она выглядит так:

У себя мы заморочились, у нас все выглядит следующим образом:

Шаг 2: Делайте контакт с каждым артистом или менеджером из базы

Что значит «контакт»? Это касание с потенциальным клиентом — email, звонок, встреча. Показ рекламного баннера в данном контексте тоже можно отнести к контактам.

Что конкретно делать? Можно сделать массовую Email-рассылку сразу по всем артистам из базы. Для этого используйте специализированные сервисы почтовых рассылок, типа MailChimp или UniSender. Хорошая сторона — это быстро. Настроили один шаблон, нажали на кнопку и разослали сразу всем. Минус – нет адресности. Если у вас много песен для продажи, вы не сможете выбрать кому что отправлять. Всем уйдет одно и то же. Конверсия в продажу будет ниже, чем при ручной отправке. Выход есть – сегментировать базу по критериям (стиль, пол и прочее). Но это тема отдельной статьи. Еще один минус рассылки — высока вероятность ошибки. Если имя контакта указано не правильно, то при подстановке в шаблон письмо уйдет с опечаткой. Если база собрана качественно, вероятность такого исхода не велика.

Не спам ли это? Формально – спам. Получатели сообщений не давали согласие на включение их адресов в рассылку. Почтовые сервисы могут вас заблокировать при регулярных отправлениях. Так что сразу предусмотрите возможность отписаться. Чтобы артисты, которым это не интересно, смогли нажать на кнопку и больше не получать новые письма.

Другой вариант — общаться с артистами и менеджерами через ВК. Из плюсов — вы получите гораздо больше обратной связи. В процессе беседы сможете закрыть возражения клиента. Возможно, предложить другие треки, или продать услуги написания песни на заказ. Минусы: это занимает гораздо больше времени. ВКонтакте есть ограничение на рассылку сообщений людям, которые не находятся у вас в друзьях. Эта цифра — 20 в день. Так что если хотите отправлять больше, вам нужно зарегистрировать (или купить) больше аккаунтов. Обратите внимание на то, как он (аккаунт) выглядит и вызывает ли доверие. Если у вас 10 друзей и нет ни одного поста на стене, продать песню за десятки тысяч рублей вам будет не просто.

Будьте осторожны. При каждодневной работе и отправке однотипных сообщений ВКонтакте может посчитать вас спамером и заблокировать ваш аккаунт. Эти действия противоречат правилам социальной сети. Так что восстановить аккаунт через техподдержку не получится.

Что писать?
Представьтесь. Скажите кто вы. Если есть интересные работы в портфолио, коротко расскажите о них. Обозначьте, откуда вы взялись. Например: «Нашел ваши контакты там-то». Сразу объясните чего вы хотите: «Хочу предложить вам несколько демо». Cразу прикрепите песни. Чтобы артист не выпрашивал их, смог быстро ознакомиться и понять ваш уровень. Стоит ему тратить на вас время или нет.

Сколько песен отправлять?
Правил нет. Отправляйте только то, что по вашему мнению достойно внимания. Если материал слабый, то и двух отправленных песен будет много. Первую послушают, вторую уже нет. Если материал убойный, то и с 10-ю треками могут ознакомиться. Хотя 10, пожалуй, это перебор. Оптимальное количество — от 2 до 6.

Прошу вас – будьте ответственны. Если у вас слабый материал, работайте над ним. Не надо заваливать низкокачественными демками почтовые ящики артистов. Или писать им в других местах. Статья предназначена для авторов, которые пишут крутые треки, хотят их монетизировать, но сидят без денег. Если вы только начинаете, не тратьте свое время – лучше работайте над качеством.

Шаг 3: Собирайте обратную связь и делайте повторные касания.

Если ваш материал хорош, вы найдете потенциального клиента. Если ответа не было, через неделю напишите повторно. Если вы работаете через специальную CRM систему, можете поставить напоминание в самой программе. Если и после этого не было ответа, найдите телефон и позвоните. Спросите: «Получили  письмо? Прослушали демо?». Если вам дали отказ, попросите разрешения отправлять демо в дальнейшем.

Так работайте по каждому артисту и менеджеру из базы. Чем больше база, тем больше вероятность найти клиента. Вы либо продадите материал, либо поймете, что он никому не нужен. Узнать это больно, но полезно.

Сколько в среднем стоит песня? Какой ценник ставить?
Зависит от стиля, уровня песни и уровня артистов у вас в портфолио. В поп музыке – от 5000 рублей для совсем молодых и зеленых, до 500 000 — 1 000 000 рублей для больших авторов. В среднем по рынку, для авторов, имеющих в портфолио несколько работ с известными артистами, это уровень 50 — 120 тысяч рублей.

В рэпе редко продаются песни целиком. Если такое происходит, обычно это работа на заказ. Более частая позиция для продажи — аранжировка (бит). Цена за него, в среднем, ниже, чем для поп музыки. Случаи продажи битов дороже 50 000 рублей — единичные. В основном это 10 — 20 тысяч рублей, для автора средней руки. Для новичков это может быть и 500 рублей.

Если до этого песни не продавали, ставьте небольшой ценник. Тогда есть вероятность, что если артисту песня не покажется хитом, но просто приглянется, и он ее купит. Про запас, чтобы была. С мыслью потом доработать. Не факт, что она в итоге выйдет, но деньги вы получите.

Куда загружать песню?
Все зависит от того, на какой площадке вы контактируете с артистом. Если вы предлагаете песни через ВКонтакте, добавьте к себе в аудиозаписи и прикрепляйте сразу же к сообщению.

Если вы отправляете материал на Email, лучше вставлять туда ссылку на стриминг песни, чтобы получатель мог ее послушать не скачивая. Для этого можете использовать SoundCloud.

Некоторые артисты просят прикреплять песни к письму, а не давать ссылки. Объяснить это чем-то, кроме страха подцепить вирус я не могу. Ну что ж, раз просят — прикрепляйте. Однако, если вы будете работать через сервис почтовых рассылок, сделать это будет сложно. На большинстве есть ограничения на размер прикреплений. На некоторых прикрепить файлы, в принципе, невозможно. Если треки отправлять только прикреплениями, размер вашего почтового ящика начнет быстро расти, и пространство заполнится быстро. Поэтому отправляйте ссылки на стриминг.

С известными исполнителями работать дороже?
В России сложилась такая практика: чем известнее артист, тем меньше он платит. Если вы рассчитываете выйти ну известного артиста и продать ему дорого — идея не супер. В России подобные работы это, скорее, реклама. Основную часть денег вы получите от менее известных клиентов, которые придут по портфолио. Если же вы уже известный автор — сможете договориться о работе с известным артистом на условиях роялти.

Как выходить на известных исполнителей?
Глобально — так же, как и на неизвестных. Писать письма, звонить, писать в соц сетях. Но есть особенность. При попытке работать с известными артистами на вашем пути может встретится фильтр в виде менеджера. И вам нужно будет сначала убедить его, что материал хорош. А он в, свою очередь, поможет убедит артиста. Иногда менеджер — как раз тот, кто вам нужен. Именно он принимает решение. Если артист на лейбле — там, возможно, есть креативный продюсер, который отвечает за материал. Вам к нему.

В остальном ситуация аналогичная. Находите контакты (которые удастся найти). Пишите письмо. Ждете. Отправляете второе (если не ответили). Ждете. Звоните (если не ответили). Узнаете дошло ли письмо, послушали ли трек. Получаете обратную связь. Дальше действуете по обстоятельствам.

Как продать песню лейблу? Есть ли особенности?
По сути все так же. Ищете почту, присылаете все туда. Из минусов — на почту лейбла приходит гораздо больше подобных писем, чем на почту отдельно взятого артиста. Но есть и плюс — на лейбле, как правило, есть A&R менеджеры. Их работа, в том числе, отслушивать весь материал. Поэтому вероятность, что вашу песню прослушают, на лейбле выше.

Из особенностей: некоторые лейблы будут просить вас об оплате на юридическое лицо. Нет ИП?  Найдите кого-нибудь, у кого оно есть. И оформите договор с ним. Схема тут будет следующая: вы делаете договор о передаче прав своему знакомому. Второй договор будет уже между ним и лейблом.

Еще один любопытный момент – лейблы, зачастую, покупают песни дешевле, чем артисты напрямую. Бывают исключения, но в целом, есть такая тенденция.

Можно ли продавать удаленно, без встречи?
Можно. Порядок обычно следующий: договаривайтесь с заказчиком о стоимости и условиях сделки. Подготавливайте договор. Указывайте в договоре реквизиты об оплате, и добавляйте следующий пункт:

Стороны признают юридическую силу за электронными письмами – дoкyмeнтaми, направленными по электронной почте (e-mail), и признают их равнозначными дoкyмeнтaм на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, т.к. только сами Стороны и уполномоченные ими лица имеют доступ к соответствующим адресам электронной почты, указанным в Договоре в реквизитах Сторон и являющимся электронной подписью соответствующей Стороны. Доступ к электронной почте каждая Сторона осуществляет по паролю и обязуется сохранять его конфиденциальность

После этого присылайте подписанный договор заказчику по электронной почте. Далее, он переводит вам денюжку по указанным реквизитам. Опционально: он может попросить вас прислать договор на почту (не электронную). Если попросил, после оплаты идете на почту, стоите в очереди и отправляете договор на указанный заказчиком адрес.

Согласование условий договора

Если вы проделали все предыдущие шаги правильно и дошли до этого пункта – поздравляю, у вас есть клиент! На этом статью можно было бы и закончить: если у вас будет человек, который готов заплатить вам за песню, скорее всего, в нюансах договора вы разберетесь. Но я вам помогу и тут.

Что важно обговорить, помимо самого очевидного (цены)? На каких условиях вы передадите песню: исключительная, неисключительная лицензия или через отчуждение прав. В России чаще всего используют последнее.

Лицензионный договор позволяет вам быть более гибким. Вы можете передать права на песню только для определенного вида использования. Или на определенной территории (например только в России или в Украине). Или на определенный срок (на 2 или 3 года).

В чем отличие исключительной лицензии от неисключительной?
При передаче прав на условии исключительной лицензии вы не можете повторно передать права еще кому-либо. По неисключительной лицензии это возможно. Но продажа песни на условии неисключительной лицензии — событие из ряда вон. Это даже продажей назвать нельзя. С хип-хоп битами такое случается — это так называемый «лизинг».

Можно ли не продавать песню, а дать лицензию на ее использование и получать роялти?
Да, можно. На западе редко продают песни с отчуждением. Это местная особенность. Там авторы дают лицензию исполнителю на запись и использования трека, при этом автор получает авторские отчисления. В России так работают редко. У нас предпочитают все продавать. Да и артистам, зачастую, проще купить. В таком формате имеет смысл работать только со статусным артистом. В этом случае объем отчислений может быть сильно больше, чем то, что вы заработаете при продаже. При работе с новичком объем отчислений может быть близок к нулю. Так что для вас выгоднее продать все права и получить деньги. При этом, даже при передаче прав на условии лицензии вы можете договориться о выплате в момент подписания договора в виде «твердой суммы». Ее вы получите не в виде роялти, а сразу на руки, как плата за лицензию.

Могу ли я исполнять свои песни после продажи? Например, на творческих вечерах?
Зависит от условия договора. Если вы полностью отчуждаете все права — нет, не можете. Этот момент стоить обговорить отдельно с покупателем и прописать в договоре.

Может ли заказчик указывать автором песни себя, раз он ее купил?
Право автора называться автором песни неотчуждаемо. Даже если вы сами этого очень захотите и добавите в договор пункт о том, что вы передаете право называться автором произведения заказчику. Это не будет иметь никакой юридической силы. И все это из-за этой статьи гражданского кодекса Российской федерации:

ГК РФ Статья 1265. Право авторства и право автора на имя
1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен

Оплата и подписание договора

Последний и самый приятный пункт. Если встречаетесь с покупателем лично, все просто: он передает деньги, вы подписываете договор. Если дело происходит удаленно: обычно сначала вы присылаете на email скан с подписью, потом покупатель переводит деньги. После – вы присылаете почтой оригинал.

Есть идея курса для авторов, где рассмотрим все нюансы: как подготавливать песню, как искать заказчиков, как настраивать рассылки, каким софтом пользоваться, как работать с лейблами, тонкости составления договоров и так далее. Пока не знаю, насколько это вам нужно. Если для вас актуально — пишите в личку vk.com/suvorovbo с текстом — “хочу курс для авторов!” Стоимость курса будет — 10 000 рублей. Если наберется хотя бы 10 человек — курсу быть. Будет 8 занятий в течении 2-х месяцев. Разберем каждого досконально, шаг за шагом. Пока вы видите этот абзац — история актуальна.