Работа продюсера: опыт и советы от продюсера Антона Пронина

Невредные советы начинающим менеджерам артистов и парочка инсайтов от опытного музыкального продюсера Антона Пронина.

Какие гарантии продюсеру дает контракт с артистом? Что должно быть четко прописано в этом документе? Нужно ли дружить с артистами или сохранять рабочую дистанцию? Почему артисты уходят от продюсера после успешной совместной работы? В рамках подкаста “«Артистология» мы задали эти и множество других важных вопросов Антону Пронину, сооснователю компании «Монолит Рекордс», которая сотрудничала с такими культовыми артистами как «Руки Вверх!», Глюкоза, «SEREBRO», «PIZZA», «CENTR» и другими.

Полную версию интервью можно посмотреть тут.

Продюсерский контракт — не гарантия. Но подписывать надо!

Договоры нужны, потому что есть вещи, которые обязательно нужно фиксировать. Так как Антон Пронин работает в музыкальном бизнесе уже больше 20 лет, с некоторыми артистами он работает без контракта, по договоренности. Например, с рэпером Нигативом. Но такой подход не подойдет начинающим менеджерам, отмечает Антон, потому что для этого нужно быть прокачанным и опытным человеком. Все конфликтные моменты чисто по-человечески решать сложно.

— На начальном этапе лучше заключить договор, где будут зафиксированы все основные моменты. Это срок совместной работы, инвестирование. Кто вкладывает деньги, сколько, и четкий механизм их возврата. Например, 50 процентов дохода идет на погашение инвестиций, а остальные 50 делятся по договоренности.

Cо временем процентное распределение дохода может меняться.

— Ближе к концу действия контракта я могу уменьшить свою долю, потому что это справедливо. В начале продюсер проделывает огромную работу, а уже чем дальше, тем больше работает артист. И тут, объективно, если он работает больше тебя, то он должен больше получать.

Удачно подписанный контракт может кормить продюсера и после завершения работы с артистом

По правде говоря, продюсерский контракт — это договор оказания услуг, который может быть расторгнут любой стороной в любой момент времени. А вот агентский договор просто так аннулировать нельзя, поэтому юридически грамотно оформленная договоренность обеспечит продюсеру финансовую защищенность. Антон поделился историей о том, каким образом он по-прежнему зарабатывает на альбоме Гуфа «Город дорог», хотя уже много лет не работает с этим артистом.

— Гуф продал права на альбом «Город дорог» своим друзьям-менеджерам примерно за 1000 или 3000 долларов. Менеджерская команда, супружеская пара, очень грамотно оформили договор таким образом, что и Slim, и Гуф, которые являлись авторами песен, передали исключительные права на этот альбом, то есть навсегда. Потом, когда я начал заниматься группой «CENTR», я выкупил у той пары «Город дорог» за 10000 долларов. Исключительные права теперь у меня.

Недавно Гуф и Slim вспомнили об этом альбоме и хотели вернуть права, подключив адвоката. Но сделать этого у них не получилось, так как правообладатель все оформил грамотно и законно. Это как раз пример того, как продюсер по договору оказался защищен, и теперь получает роялти с прослушиваний этого альбома.

— Еще один пример это Андрей Черкасов, гендиректор издательства “Джем”. Он в 90-ые подписал крутые с точки зрения юриспруденции контракты с группами «Руки Вверх!», «Технология», «Мираж» и другими. И, обладая правами на материалы этих артистов, хорошо себя чувствует. Там очень грамотно все оформлено, не придраться. Это, к слову, не инструкция «как обмануть артиста». Напомним, все эти договоры, где артисты передали права на свои произведения, заключены добровольно. Это, скорее, памятка артистам, что нужно отдавать себе отчет в своих действиях.

Это, к слову, не инструкция «как обмануть артиста». Напомним, все эти договоры, где артисты передали права на свои произведения, заключены добровольно. Это, скорее, памятка артистам, что нужно отдавать себе отчет в своих действиях.

Все успешные артисты вовлечены в маркетинговую составляющую своего проекта

Посмотрите на Филиппа Киркорова, Басту, Тимати. Они давным-давно уже не являются только музыкантами, они совмещают бизнес и творчество. Я всех своих артистов вовлекаю в бизнес-часть. Они вместе со мной принимают маркетинговые решения. Это нужно для того, чтобы они понимали связь того, как творческая часть «мэтчится» с материально-рыночной.

— Я всех своих артистов вовлекаю в бизнес-часть. Они вместе со мной принимают маркетинговые решения. Это нужно для того, чтобы они понимали связь того, как творческая часть «мэтчится» с материально-рыночной.

И одна из важнейших бизнес-тактик для продюсера и артиста это генерировать как можно больше контента.

— Всегда говорю артисту: чем больше ты пишешь, тем ты круче. Даже если это 30 песен, которые мне не нравятся. С группой «Мохито» мы хотим выйти на новый уровень, у нас нет «обязаловки» по конкретному количеству песен, но есть договоренность в месяц 1-2 демки делать. Бывает, что в месяц они ни одной не приносят. А бывает — 3. И тут уже задача менеджера – из творческого многообразия артиста суметь скомпоновать, выстроить стратегию, найти связки. Очень важно выпустить правильную песню в правильное время, сделать качественную визуализацию.

На старте многие ищут лучшую песню. Это ошибка

Необязательно она должна быть лучшей, хитовую песню можно выпустить пятой по счету. Потому что когда первая песня выстреливает, а потом вторая такая же не появилась, то интерес к артисту может очень быстро угаснуть.

— Еще одна менеджерская ошибка – ставить на одну песню, а стрельнуть может другая. С группой «PIZZA» делали ставку на одну песню, она зашла хорошо, но без эффекта «вау». А песня «Оружие», которая была сделана случайно, за 3 дня, – бахнула.

— Сюда же относится и попытка сделать артиста успешным в короткий срок. Да, это и есть прямая задача продюсера — сделать так, чтобы музыкант пришел из точки А в точку Б. Существует два пути. Первый — это моментальный, быстрый. Да, все хотят получить результат здесь и сейчас. Но так вы сильно задираете планку, последующие работы могут быть не такими громкими.

А второй путь это линейное развитие. Когда по чуть-чуть артист с командой делает шаги вперед, растет, постепенно набирает популярность. Музыкант матереет. Я топлю больше именно за такое развитие. Даже с точки зрения психологии, это лучше и для самого артиста, у него так меньше шансов обрести звездную болезнь. Это помогает избежать «съездов крыш».

У артиста и продюсера должно быть общее видение конечного результата

И этот пункт может даже оказаться весомее прописанных пунктов контракта. Это к разговору о точке Б, о понимании того, куда идет команда артиста.

— Например, моей целью как продюсера может быть, чтобы музыкант собирал Олимпийский. А артисту может быть комфортно работать и в камерных залах на 500 человек, он кайфует.

Важно и сойтись в понимании того, кто сколько готов времени отдавать работе ради дохода.

— Я бы, например, не хотел, чтобы группа «Мохито» выступала больше 12 раз в месяц. Объясню почему. Когда мы с Сергеем Жуковым продюсировали группу «Фактор-2» и спросили у них, сколько концертов они хотят делать, они сказали, — 30 концертов в месяц. После двух таких месяцев они две недели лежали в больнице.

Человеческий фактор в отношениях продюсера и артиста

Вот поэтому и нужно проговаривать такие детали, когда вы начинаете работать с артистом. Это важно еще и потому, что основная движущая сила артиста это не его контент, а его внутреннее и физическое состояние. Нужно общаться с человеком, быть ему если и не другом, то хорошим приятелем.

— С артистами стараюсь встречаться не реже чем раз в месяц, чай попить. Не обязательно дружить, человеческий контакт должен быть, не стоит выстраивать иерархию. Например, с Кристиной из группы «Мохито» мы можем просто общаться о ее семье.

А еще иногда личная жизнь артиста может не «мэтчится» с концертной деятельностью, потому что артисты работают на выходных в основном, а их партнеры в выходные отдыхают. Тут задача продюсера поговорить честно со всеми сторонами.

— В сфере человек — человек ты должен участвовать. Нельзя заменить человеческое общение на компьютер. Например, группа «Чайф» и их продюсер Дмитрий Гройсман сохраняют именно такие человеческие отношения уже более 30 лет. У меня не со всеми был такой тесный контакт, на «Монолит Рекордс» я мог вести около 30 проектов, и это было не очень эффективно. Ты физически не можешь держать фокус внимания на таком количестве. Я могу вести пять проектов эффективно.

Присутствие продюсера должно быть максимальным, ведь с артистом нужно видеться, общаться. Это не та ситуация, где все задачи и распоряжения можно перевести на удаленный формат или делегировать. Только в тесном сотрудничестве и полном погружении менеджера удается достичь больших результатов.

Даже если артист от меня уйдет, я понимаю, что свою задачу я выполнил

Выше мы уже упомянули о том, что продюсер и артист должны смотреть в одном направлении. Но важно понимать, что, после совместной успешной работы ваши пути могут разойтись, и вот почему:

— Музыкант в точке А и Б это разные люди. Продюсер должен понимать, что с этим новым человеком у вас могут быть разные ценности, пути, взгляды на творчество. Например, уже состоявшийся артист может сказать что он больше не хочет делать ту музыку, которую делал. Теперь он хочет играть соул. А ты понимаешь, что соул никому в России с точки зрения коммерции не нужен, надо делать это в США, и маловероятно, что что-то получится. Одним словом, продюсер должен понимать, что когда он приведет артиста к новому результату, он сделает его другим человеком. И что этот новый человек может уйти, это побочный эффект.

Для начинающих у меня две новости. Одна хорошая, другая плохая

— Плохая — вы конкурируете с миллионом человек. И нужно приложить много усилий, чтобы что-то получилось. Хорошая новость — объем дохода с музыки растет. В России большой потенциал. У нас развивается нишевость, сейчас нет какого-то одного жесткого мейнстрима. Все делают разную музыку.

Какая же тогда стоит задача перед начинающим артистом и его командой в условиях жесткой конкуренции? Ответ — проявление.

— Раньше, когда артистов было мало, они были как боги — недосягаемые, недоступные. А сейчас появились соцсети, теперь артисты в нашем поле, мы как будто вместе с ними едим и спим. Дистанция сильно сократилась. Музыкант тебе симпатичен/несимпатичен, понятен/непонятен. Это и есть проявление.

Здоровая дерзость и системность

Если говорить о том, что объединяет успешные проекты, то тут можно выделить три пункта.

Амбиции. Артист без амбиций это не артист

Здоровая дерзость. Это умение донести свои мысли и материалы до аудитории, невзирая на хейт и негативные отзывы.

Дисциплинированность и системность. Нужно «фигачить». Кривая медленного роста всегда есть и это продолжительное время. Самая большая ошибка – остановиться. Когда ты остановился, ты обнулил предыдущие шаги. Любой человек может дойти до точки Б.

Чтобы дерзость, амбиции и системность работали на вас максимально эффективно, нужно сотрудничать с большой командой специалистов. К сожалению, артист и продюсер не могут быть одновременно в одном лице и таргетологами, и дизайнерами обложек, видеографами, SMM-менеджерами.

У нас в UpSound вместе с вышеупомянутыми специалистами также работают инфлюенс-менеджеры и пиар-менеджеры, все мы помогаем артистам достигать результатов в формате комплексного продвижения. Нужны детали — жмите «Подробнее».

Приглашаем подписаться на наш ВК и Telegram.