Звонкий – о подписании на Velvet Music, участии в «Голосе» и работе над альбомом Burito

Скачать
Слушать в iTunes
Слушать ВКонтакте

Артистология. Восьмой выпуск. Гость – Андрей Звонкий. Саундпродюсер и артист лейбла Velvet Music.

Из выпуска вы узнаете:

  • Как работа с Velvet Music повлияла на количество концертов?
  • Как развивался хип-хоп в 90-е
  • Что лейбл дает артисту?
  • Какие отчисления с ротаций на радио?
  • Что дает ротация клипов на ТВ?
  • Как распределяются расходы при работе с лейблом?
  • Важен ли клип для артиста? Нужно ли их снимать?
  • Как повлияло участие в шоу «Голос» на продажи концертов?
  • На каких условиях делается продакшн для альбома Burito?
  • Есть ли какие-то стандарты и правила коммерческого звучания?

Сокращенную текстовую версию интервью читайте ниже.


Я всегда прошу гостей вначале рассказать о своем пути. Поделись, пожалуйста, со слушателями своим опытом. Как ты пришел к тому, кто ты сейчас.
Я закончил музыкальную школу по классу ударные инструменты. В 1996 году поступил по этому же направлению в музыкальное училище. Учился и параллельно играл хип-хоп в команде «Дерево жизни». Команду создали со знакомыми ребятами. Участвовали в разных рэп-фестивалях, ездили на концерты, собирали площадки. Начали записываться в студии. Я впервые попробовал себя как звукорежиссер, аранжировщик и композитор.

В те годы студии были редкостью. Как тебе удалось тогда в них поработать?
Были цифровые машины в то время. Но самая простая звукозапись стоила дорого. Крутые студии находились в Москве.

Мы нашли студию – объединение модных креативных людей, делающих хип-хоп и электронную музыку. Там был компьютер. Небольшой пульт. Мы делали полу аналоговое сведение. Голос записывали на пленку. Работали уже на компьютере. Там был секвенсор, который объединял между собой и синтезатор, и сэмплер.

Не будем сильно углубляться в детали пока. Было «Дерево жизни». Как все происходило дальше?
В 2001 году команда рассыпалась. Я ушел в музыкальный продакшн. Меня пригласили работать аранжировщиком в одну студию на Арбате, где записывались наши поп-звезды. Параллельно я делал сольные треки.

В 2005 году перешел на другую студию. Мне нравилась студийная работа. Это было интересно. Плюс я искал возможности для собственного материала. Хотел стать независимым артистом, учился сводить, делать аранжировки.

В 2007 году была попытка заново собрать «Дерево жизни». Мы записали несколько треков, засветились на разных популярных хип-хоп площадках. Но работать вместе не получилось. Человеческий фактор и жизненные обстоятельства помешали. После этого я принял решение, что буду развиваться сольно. Дальше занимался проектом Burito как музыкальный продюсер.

А в 2013 году выпустил свой первый альбом под псевдонимом Звонкий вместе с продюсерской компанией «Монолит». Сейчас работаю с Velvet Music. Осенью выпускаем второй сольный альбом.

По твоим ощущениям музыкальный рынок тогда и сейчас сильно отличался?
Да, рынок был другой. Более консервативный. Было разделение андеграундных артистов и поп-артистов. Конфронтация между ними. Продюсеры говорили молодым непонятным артистам, что их музыку никто слушать не будет. Сейчас уровень артистов и продакшн гораздо выше, чем в то время. Мы не уступаем Западу по креативу. Особенно Украина продвинулась в этом.

Много людей в то время приходило в хип-хоп?
Хип-хоп рынок стал активно развиваться позже. Этому способствовало создание лейблов Gazgolder и Respect Production. С развитием интернета все глобально изменилось.

Раньше было сложно попасть на радио и ТВ. Только с помощью продюсеров. Но продюсеров было мало, а желающих попасть много. Альтернативного пути не было. Так стали появляться мощные группы, которые собирали свою аудиторию. Людей, которые слушали их музыку.

Получалось? Можно было за счет этого жить и развиваться?
Уже можно было.

Люди платили за концерты?
Платили. Это было похоже на то, как развивалась рок-музыка. Все начиналось с тусовок, рок-клубов. Потом уже стало массовым направлением. Тоже самое с хип-хопом. Появились сильные ребята, которые объединялись и собирали народ. Мы тоже выступали на таких тусовках в Москве, Питере, в Украине. Это было одно направление музыки. Но нас отличал свой стиль.

Была только Москва? Или в регионах тоже были концерты?
Да, пошла волна. Помогали и пиратские записи, которые тогда продавались повсюду. Крупные компании стали обращать внимание на молодежные не форматные культуры. Начали появляться совместные коммерческие проекты. Стритболы на баскетбольных площадках с привлечением спонсоров.

Иногда проходили крутые концерты с участием известных мировых артистов, где на разогреве выступали местные группы. Все это способствовало развитию направления и созданию аудитории. А дальше уже пошли лейблы.

Скажи, почему ты сейчас отошел от андеграундного звучания в сторону попсового? Желание больше заработать? Или это внутренние перемены?
Изменилось личное восприятие того, что я делаю. Я всегда хотел добиться хорошего музыкального уровня. Делать не просто что-то кустарное. Я хотел, чтобы моя музыка была на уровне и по звучанию, аранжировке, вокалу, исполнению. Стремился все делать лучше и лучше.

Как давно ты работаешь с Velvet Music?
Полтора года.

Это был интерес с их стороны? Почему ты сделал выбор в сторону лейбла?
Я человек творческий. Не могу сам заниматься менеджментом. Общаться со СМИ, звонить, договариваться, размещать свои треки. Либо я занимаюсь музыкой, либо менеджментом. Я пришел к тому, что мне нужен лейбл.

Показывал материал разным людям, продюсерам. На меня обратили внимание ребята из Velvet. Сначала на композицию «Двое». А позже взялись за трек «Иногда». Сказали, что это хит. И не ошиблись. После появилась песня «Космос». Они поняли, что это интересно. Мы стали работать вместе, подписали контракт.

Оглядываясь назад, это было правильное решение? Можно было нанять менеджера и сохранить полную независимость. Ты рассматривал такой вариант?
Очень важно, чтобы менеджеру нравились мои песни. Помимо коммерческого интереса. Чтобы он горел этим. Тогда человек готов искренне этим заниматься.

На первых порах я работал с пиарщицей. Ей всегда нравилась моя музыка и она по-дружески помогала в начале. Но кого-то специально не искал. Показывал треки разным людям. Реакция всегда была одна: «Попробовать можно, но мы не уверены». С «Монолитом» тоже ничего не вышло. Отношение было такое же к моей музыке. А с Velvet все сразу получилось. Им понравились мои песни, они загорелись.

То есть это было правильное решение?
Да, пока все отлично.

У них есть профессиональный взгляд. И я им доверяю в принятии стратегических решений. Есть опыт работы на рынке, с радио и ТВ.

Расскажи, чем Velvet тебе помогает как артисту? Что бы ты не смог сделать сам?
Это коллективная работа. Я не люблю сам делать свои песни. Не могу адекватно оценить материал. Мне всегда кажется, что что-то не так. Поэтому сейчас работаю вместе с Сергем Курицыным. Я вначале даже не хотел показывать песню «Иногда», которая так понравилась Velvet. Думал, это совсем не то.

У них есть профессиональный взгляд. И я им доверяю в принятии стратегических решений. Есть опыт работы на рынке, с радио и ТВ. Хотя на ТВ меня еще до Velvet знали и поддерживали. Я несколько лет носил туда свои треки. А вот с радийщиками был мало знаком.

Ротация тв, радио. Что еще? Чем они на текущий момент тебе помогают?
Есть еще интернет, Youtube, VK. Я считаю, что надо находиться везде. Плюс интерес и доверие ко мне со стороны уважаемого лейбла – это показатель успеха. Значит, я созрел как артист и готов выйти на новый уровень. Совсем другое отношение со стороны СМИ.

Желание ротироваться на радио, ТВ было целью? Или просто хотелось там быть?
Нет, это не самоцель. Это средство для формирования своей аудитории.

Если у артиста неинтересная музыка, ему ничего не поможет. Миллион просмотров ни о чем не говорит. Главное – это востребованность по концертам.

Были ожидания, связанные с радио ротациями? Оправдано ли повышенное внимание артистов к радио?
Если у артиста неинтересная музыка, ему ничего не поможет. Даже если посеять просмотры на Youtube. Миллион просмотров ни о чем не говорит. Главное – это востребованность по концертам. А радиостанции – это всего лишь путь, средство.

И все-таки ожидания какие-то были? Оправдались или нет, на твой взгляд?
Были и оправдались. Благодаря появлению на радио и на «Голосе» меня вспомнили старые поклонники, которые раньше меня слушали. Среди них вновь появилась активность.

По поводу ТВ. Был ли какой-то эффект от ротации клипов?
Если я хочу посмотреть какой-то клип, я смотрю его в Youtube. Не помню, когда последний раз смотрел клипы по телеку. Но это лично я. Интернет сильная площадка сейчас, но и люди которые смотрят телек и ориентируются на него тоже есть и их не мало.

Но твой клип ротировался по телеку?
Да. Но тут такое дело: артисты думают вот попаду на телек и все, концерты пойдут. Нет такого. Всегда все работает в скопе, когда ты на всех телеках, на радио, в интернете.

Последний вопрос по радио. Получаешь ли ты что-то в качестве публичных вознаграждений? Сколько в среднем с одного трека выходит?
Да, конечно. Суммы пока относительно не большие, но это уже 6-ти значная цифра.

Кроме лейбла у тебя есть какая-то команда? Приходится дополнительно людей привлекать? Или лейбл все вопросы берет на себя, а ты как артист только занимаешься творчеством?
Есть команда. Это мой музыкальный сопродюсер Сергейа Курицын. И есть Аня, она за пиар отвечает. С вами, надеюсь, начнем работать по SMM. Собирается команда постепенно.

То есть тебе приходится разными вопросами заниматься, не смотря на желание избавиться от этого?
Velvet занимается менеджментом. А все остальное – мое видение. Хочу найти кого-то по клипам. Пока приходится с разными режиссерами общаться.

С клипами пока сложно?
Опыта мало в этом. Сначала надо сделать музыкальный материал. А дальше уже искать команду таких же понимающих людей. Для меня важно, чтобы мы чувствовали друг друга. Видео – это целая история.

У тебя есть вера в то, что видео важно? Наш предыдущий гость – Bahh Tee сказал, что у него эта вера пропала. Сейчас он чаще выпускает клипы просто с обложкой клипа. Заливает их на Youtube и получает неплохие просмотры. Что думаешь по этому поводу?
Для меня видео важно. Оно рисует и создает образ. У тех же Грибов видео продало трек. Лично я не вижу эту группу без видео. Много, кто читает рэп. Но когда это работает с видео, сразу другой эффект. В определенном направлении музыки визуализация нужна обязательно. Поэтому я хочу заморачиваться на эту тему.

Свой предыдущий сольный альбом ты выпустил в 2013 году самостоятельно, когда был независимым артистом. Ты просто выложил его куда-то? Какой эффект это дало в то время?
Это был больше шаг. Я показал, что я существую, что я никуда не уходил. Это сыграло определенную роль, когда мы делали концерты после выхода альбома. Собирали небольшие площадки в Москве. В широкие массы это не пошло. Не было цели найти и выпустить хит. Зато подтянулся старый народ. Люди, которые слушали мои песни до этого, но не знали, что это я.

То есть альбом больше был направлен на старую аудиторию?
Пятьдесят на пятьдесят. Там были старые и новые песни. Пара песен на английском даже была.

После выхода альбом ты делал концерты в ближайшие месяцы. Как это повлияло на дальнейшее развитие?
Я сделал несколько концертов в Московских клубах для московской аудитории. Ряд регионов после выхода альбома поняли, что я активен и стали следить за моей деятельностью. Повлиял «Голос». Многие из тех, кто был на «Голосе», скачали этот альбом.

Как думаешь, нужен ли лейбл молодому артисту? После подписания контракта с лейблом концертов стало больше? Ты увидел обратную связь в этом?
Лейбл – это компания, у которой есть своя аудитория. Когда артист попадает на лейбл, он сразу получает рекламную площадку с лояльной аудиторией. Притягивает больше внимания к себе.

У меня количество концертов увеличилось. Потому что появилась возможность с помощью менеджмента донести свои треки до большего количества людей. Включить определенные рычаги шоу-бизнеса, чтобы сделать альбом популярным.

Но это коммерческая музыка. С андеграундной музыкой все сложнее. У нас нет альтернативных лейблов для артистов, которые не могут звучать на радио, которым нужна своя аудитория. В Англии, например, Spinnin Records собирает близких по направлению артистов и подбирает целевую аудитории для них. Нашим артистам приходится снимать креативные видео, делать небольшие концерты, искать свой народ.

Многие упрекают лейблы за то, что они ломают и заставляют делать попсу. Это называется продюсерский проект. У меня авторский проект. Я сам все делаю. Лейбл – только менеджмент для меня. И некий фильтр для материала. Мне делали пару раз предложения подписаться под продюсерский проект. Я отказался. Это не моя история, когда мне указывают, что и как делать.

Но есть люди, которые круто поют, а написать трек сами не могут. Им нужен лейбл и музыкальный продюсер, который будет говорить, что им писать. Есть артисты с готовым материалом, как я. Для них лейбл станет хорошим менеджментом.

Совет тем, кто думает на тему лейбла. Вы ведь сами сначала пробуете и прекрасно понимаете, что вам нужно. Вы сняли клип, выложили его на Youtube. Видите, пошли просмотры или нет. Круто это или не очень.

Я часто вижу, что люди не отдают себе отчет в том, что они делают. Много талантливых артистов, но неадекватных. Некоторые считают то, что они делают, супер гениально. Но объективно, если это никому не интересно, значит, вы делаете не то. И кто-то должен вам сказать об этом. Для этого и нужен продюсер.

Верну тебя к вопросу. После заключения контракта с лейблом концертов стало больше? Гонорары увеличились?
Да, конечно. У меня повысился статус, повысился спрос и ценник. Движ пошел.

Другие источники дохода тоже увеличились? У тебя есть доход со стримов и продаж в iTunes?
Да, приходят деньги постепенно со стримов. Авторские тоже идут. Чем популярнее музыка артиста, тем больше денег. Чем больше он раскручивается, тем больше может продавать.

С лейблом можно и по треку работать. Можно написать трек или альбом, принести на лейбл. Они берут его на контент и дают тебе деньги. Я так делал. Записывал стриминговые приколы и продавал их.

Как происходит финансирование в случае с лейблом? Клипы ты снимаешь за свой счет или за счет лейбла?
Совместно.

В процентном соотношении?
Да, вкладываем как в обычный бизнес. Стараемся обойтись меньшими затратами и получить максимальную отдачу.

Можно найти спонсора. Но если артист не известен, спонсоры не реагируют. Поэтому нужно самому первые шаги делать. Самому вкладываться. Я 10 лет изучал аранжировку и сведение, чтобы не тратить деньги на крутого аранжировщика. Теперь сам могу это делать. Это тоже вложение.

Ты сейчас делаешь продакшн для альбома Burito. На каких условиях работаете? Получаешь процент как продюсер?
Да, у нас процент от общей прибыли. Делаем альбом, потом начинаются концерты. Смотрим прибыль и вычисляем процент.

Наша задача – сделать классный альбом и максимально крутой хит в нем, который потом принесет нам концерты. Все честно. Есть концерт, есть деньги. Нет – значит, что-то не так сделали.

В твердой сумме тебе не платят?
Нет, только процент. Чем больше ценник, чем больше концертов, тем больше я получаю с этого. Наша задача – сделать классный альбом и максимально крутой хит в нем, который потом принесет нам концерты. Все честно. Есть концерт, есть деньги. Нет – значит, что-то не так сделали.

На мой взгляд, правильный подход. На Западе обычно все так и работают.
Да, все так работают. Мы сейчас хотим сделать несколько проектов, связанных с музыкой на английском. Выставить их на англоязычных площадках. Посмотреть, как это работает.

На лейблы?
Возможно, и на лейблы. Это интересно. Поработать по европейской схеме.

Скажи, почему у тебя нет совместных песен с другими артистами лейбла Velvet Music? Только с Burito. Это ведь эффективный инструмент продвижения. Есть какие-то объективные причины?
У меня с совместками сложно. Музыка у меня нишевая, специфическая. И писать совместку просто «чтобы было» я не хочу. Я всегда отталкиваюсь от трека. Если понимаю, что круто если бы спел или прочитал тут именно этот артист, и ему трек тоже понравился, то пишем. Если нет – то нет. Надо чтоб оба прокайфовали, тогда будет хит.

С какими артистами ты еще работал как музыкальный продюсер?
С Елкой работали. С Мари Краймбери. Mband делали сингл. C Нюшей делали трек. Паше Панамо. Много старых попсовых артистов было. Сейчас много молодых.

Ты как-то рассказывал, что вы научились делать радийный звук. Чтобы треки ставили на радио. Что это значит? Есть ли какие-то общие элементы у треков для радио?
Не радийный звук, а коммерческое звучание. Чтобы трек был коммерческим. Пример – группа Coldplay. Они записали несколько альбомов до трека «Speed of Sound». Это был их первый хит, который вывел группу в массы. Это был апогей их собственного звучания.

Нет особых правил. Нужно что-то сделать, чтобы это была не просто экспериментальная музыка, а чтобы это было круто и хитово. Не знаю, как объяснить.

По структуре тоже нет правил? Скажем, обязательно должен быть бридж или что-то еще?
Нет такого. Это вообще не принципиально. Главное, чтобы продукт соответствовал определенному качеству и стандартам.

Это какие-то технические моменты?
Да. Актуальный, интересный звук. Это и есть коммерческое звучание.

Еще один вопрос по работе с лейблом. После того, как вы начали вместе работать, прибавилось бюрократии? Нет ли ощущения, что решения принимаются сильно дольше?
Людей стало больше, увеличилась цепочка принятия решений. Появилась большая фокус-группа.

Я читал интервью с компанией Pixar. Там был вопрос, почему их мультфильмы выстреливают. У них есть фокус-группа, состоящая из семи человек. Один – простой обыватель, работает менеджером. Другой – креативщик. Есть аниматор и другие. Эти люди совместно принимают решение, какой продукт создать. Каждый высказывает свое мнение. И это работает.

В итоге решение большинством принимаете?
В итоге все логично складывается. Но сначала я как музыкальный продюсер должен убедить всех в том, что продукт крутой. Менеджеры, которые понимают целевую аудиторию, могут что-то дополнить, исправить.

Ты не страдаешь от этого?
Нет. Я понял, что нужно сразу писать наперед. Чтобы было 3-4 трека. Мы видим, что один прикольный здесь, другой – в этом месте. Тогда понимаем, что этот мы сейчас делаем, а этот весной запускаем. Так легче работать, появляется медиа план по трекам.

С медиа планом лейбл помогает? В каком виде он существует?
Мы совместно его формируем. Например, под новый год мы выпускаем этот трек. В другое время пишем дуэт. «Этот трек классный, но не для радио». Все зависит от материала.

Подкаст был смонтирован в студии звукозаписи Resonant Arts