МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРКЕТОЛОГ: о провальных проектах, мейнстриме и зале на 100 человек

Как оценить успех артиста?
Что есть успех? Соответствие или несоответствие ожиданиям. Вы ожидали, что через год купите новенький Bentley. И тут покупаете Mercedes. Да еще и не в салоне, а с рук. И что? Чувствуете себя лузером! Это ниже ваших ожиданий.

Другая ситуация: успешность для вас – тонированная Приора. Но вышло так, что купили Mercedes. Тот же самый, из предыдущего примера. Счастье? Счастье! Успех? Успех! Факт один и тот же — покупка «Мерса». Но оценка этого факта для вас отличается кардинально.

Так и с артистами. Танцуем от ожиданий. Если зал на 100 человек — мечта, то собрать этот зал – успех. Если годами приходили только трое друзей-собутыльников, а тут пришло целых 100 человек — круто же?! Но что, если в планах – стадион уже через год? Тогда этот же клуб на 100 человек — полный отстой.

Если оцениваю свою работу, первое, что важно — фидбек от артиста, заказчика. Если он доволен, то и мне хорошо. Второй критерий — это тренд, сравнение с предыдущим результатом. Стало лучше или хуже? Насколько в числах? Если артист два года буксовал, а ты пришёл, и сделал результат в 5 раз больше, то есть повод для гордости. Даже если от тебя ожидали большего. Правда, это не работает с начинающими артистами: у них нет бэкграунда, нет результата. Тут можно сравнивать с аналогичными проектами.

Брался за изначально провальные проекты?
Иногда видишь зерно и надеешься, что оно прорастет. Другой случай — когда платят хорошие деньги, но ты понимаешь, что сам продукт плохой и пытаешься это исправить. Привлекаешь команду саунд продакшна, пытаешься найти и подчеркнуть сильные стороны артиста.

Круто работать когда понимаешь, что может вырасти что-то большое

Когда не берусь? Бывает так: материал бесперспективный и даже привлекая команду, круто не сделать. Других сильных сторон у артиста тоже нет. Тогда можно браться только за хорошие деньги. Это заведомо проигрышный проект. Ничего, кроме денег, здесь не будет.

Как понимаю, что продукт – отстой? Вроде бы, невозможно знать это наверняка. Но уши и мозг – штуки замечательные, если ими пользоваться. Они и говорят «Беги, чувак. Тут ловить нечего». Бывает, есть талант — хороший голос, но отвратительно пишет. Или есть интересный тембр. С этим уже можно работать. Но ничего не гарантирует успех. Люди покупают шанс осуществить мечту. Покупают, когда приходят к авторам песен, аранжировщикам, режиссерам, стилистам или маркетологам.

Другой вариант — человек бесталанный и денег нет. Как специалист, я понимаю, что успешного кейса тут не будет. Интересного опыта – тоже. Упражняться в «пропихивании непропихуемого» – не очень интересно. Так что от таких проектов — отказываюсь. Круто работать когда понимаешь, что из этого может вырасти что-то большое.

Бывало, что выстреливали проекты, от которых отказался?
Нет, такого не помню. Чаще бывает так: артист талантливый, но денег нет. Материал норм. Но не настолько, чтобы все пошло без денег. Ресурсов, чтобы обратиться за помощью к аранжировщикам — нет. Пытаюсь чем-то помочь, подсказать. Но без денег сложно. А потом видишь, что ребята себя как-то находят. Нескольких видел в «Песнях» на ТНТ. Очень рад за них!

Как оцениваешь потенциал песни?
Это вопрос восприятия. Как оно работает — вопрос не ко мне, а к ученым. Хотя даже они однозначно пока ответить не могут.

Есть много андеграунд-коллективов, которые мне нравятся. Но слушаю такую музыку под настроение, на их концерты не хожу.

Мэйнстрим-музыка меня восхищает. Часто слышу: «писать попсу просто! Что там делать? Вот экспериментальный рок на православную тематику – вот это настоящий арт!» Я так не думаю. Писать песни для себя и трех укуренных друзей проще, чем для миллионов. Во-первых: тут большая конкуренция. Во-вторых: попробуйте это сделать! Скорее всего, у вас ничего не получится.

Позиция: «тут нечего делать» — просто щит, чтобы сберечь эго. Когда пишешь экспериментальную музыку, можно сказать: «Меня не понимают! Рынок не готов! Я слишком хорош для этого мира…» Но если пишешь мейнстрим – такой отмазки нет. Ты сделал работу и хотел, чтобы «зашло». Не зашло. Значит, ты не преуспел и цели не достиг. Это больно. Для творческих людей втройне.

Сколько нужно времени, чтобы раскрутить песню?
Что такое «раскрученная песня»? В теории все, вроде, ясно. Это песня, которую все слышат. Но «все» слышать не могут. Ни одну песню в мире не слышали все люди. Если у вас хит, то может быть достаточно двух недель, чтобы договориться с площадками, придумать промо и начать продвигать. Дальше будет зависеть от песни. Чаще пик популярности — 2-3 месяца от начала промо.

Сколько нужно времени, чтобы раскрутить артиста?
Зависит от материала и артиста. Универсальных сроков нет. Некоторые счастливчики — заходят с хита. И сразу «поехали». Уже можно сказать – это раскрученный артист. Срок — несколько месяцев. Но даже в этом случае — вряд ли это первая написанная в жизни песня. Я такого не видел. Максимальный же срок «раскрутки» бесконечен – артист всю жизнь не популярен. Если брать в среднем: два-три года от начала проекта до уверенной позиции на рынке.

Лень читать? Смотрите видео: