МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРКЕТОЛОГ: о Noize MС, Басте и деньгах

Кто такой музыкальный маркетолог?
Музыкальный маркетолог помогает материалу быть услышанным. В моем представлении маркетолог — это SMM-щик с широким взглядом. SMM — это маркетинг, который касается только социальных медиа. Музыкальный маркетинг — это более широкое понятие, которое включает в себя и SMM, и PR. Но это условное деление.

Может ли маркетолог быть продюсером проекта?
Кто такой продюсер? На западе – это человек, который создает музыкальный продукт. В России же это аранжировщики, саундпродюсеры. В этом смысле связи между маркетологом и саундпродюсером нет. А вот быть музыкальным менеджером маркетолог может.

Бывает, приходит группа, приносит материал. Понимаем, что для этого материала трудно подобрать аудиторию: она может быть настолько мала, что никакие маркетинговые стратегии не приведут к желаемому результату. Если человек хочет собирать стадионы, но аудитории нет, то никакими усилиями это не сделать. Поэтому иногда необходим взгляд маркетолога как менеджера, чтобы правильно спозиционировать продукт, либо выбрать из всех песен артиста одну, на которую делать ставку.

Сколько зарабатывает музыкальный маркетолог?
Я знаю не так много музыкальных маркетологов. Ещё меньше знаю их зарплаты. Поэтому ответить на этот вопрос в среднем сложно. Если речь о музыкальных маркетологах, которые давно на рынке — думаю, как и у их коллег в других отраслях. От 70 до 200 тысяч рублей. Около того.

Мне важно быть в музыкальном бизнесе. Но какие задачи выполнять — это второстепенно.

Как заработал первые деньги?
Я занимался настройкой компьютеров. В то время мало у кого они были. У меня был, и я им неплохо владел. В то время нужно было знать DOS. У меня была здоровая книга с программами и командами этой операционной системы. Я тогда жил в небольшом поселке. Все постепенно покупали компьютеры. Я был чуть ли не единственным специалистом, который предоставлял подобного рода услуги в поселке. Многие удивлялись. Они ожидали увидеть Бориса, тридцатилетнего мужчину, а видели мальчика 14 лет, который приехал на велосипеде с пакетом дисков и сказал, что сейчас он им все сделает и всё будет работать. Иногда даже спрашивали: “А папа когда приедет?”. Забавно было.

Как ни странно, не помню, чтобы хоть раз у меня не получилось. Бывало, днями сидел, но результат был положительный. Это были первые деньги, даже не помню, сколько. Немного, но приятно.

Поменялось ли отношение к деньгам?
Их стало больше. А когда чего-то становится много, ценность становится меньше. Когда не было денег, каждый рубль крайне ценен. Сейчас есть возможность отказываться от вещей, которыми не хочешь заниматься. Когда у тебя денег нет, то и выбора нет: берешься за то, что предлагают. Когда выходишь на тот уровень, когда понимаешь: сейчас скажу “нет”, но нормально проживу — появляется больше свободы.

Была проблема: люди, с которыми работаешь, не всегда нравились. Сейчас таких вспомнить не могу. Получаю удовольствие от всего.

Работаешь только с музыкальными проектами?
Большая часть проектов музыкальные. Я всегда хотел заниматься только музыкальным бизнесом. Но был период до этого, когда был ограничен в выборе проектов. Зато теперь есть неплохие компетенции в отраслях, которые имеют косвенное отношение к музыкальному бизнесу. Или вообще не имеют к нему отношения. Маркетинг, веб-разработка, графический дизайн, производство видео. Есть проекты, связанные с отделом продаж, CRM-системами, выстраиванием бизнес-процессов. Иногда это проекты друзей, с которыми просто работать, хоть они и не про музыку.

Сейчас почти все связанно с музыкой: маркетинг, саунд-продакшн, продвижение клипов и песен, концертов, артистов. В будущем интересно было бы поработать на 360 градусов с артистами. Активно ищу проекты. Хочется пройти с артистом весь путь, быть на равных. Когда артист уже известный — ты все равно в позиции стороннего специалиста. Это не так интересно. В общем, пока подыскиваю.

Почему переключился с саунд-продакшена на маркетинг?
Всегда занимался маркетингом. Даже занимаясь саунд-продакшеном, я занимался маркетингом. Да, было время, когда я сам писал и исполнял заказы, которые приходили. Но быстро понял, что долго так не выживу, и нужно выбирать: либо ты предприниматель, либо автор песен. Я понял, что в роли аранжировщика в долгосрочной перспективе себя не вижу. В универе мне это нравилось. Пока все тусовались, развлекались, я смотрел кучу обучающих курсов, работал курьером, копил на железки: midi-клавиатуру, гитару, звуковую карту. Делал всё, чтобы развиваться в этой сфере.

Когда стали приходить коммерческие заказы я понял, что такое профессиональные будни аранжировщика. Еще понял, что таких будней не хочу. Есть желание писать аранжировки для своего проекта. Для артиста, с которым мы будем на равных. Но заказная работа не интересна. Много компромиссов, которые весь интерес профессии сводят на нет. Я понял, что хочу заниматься предпринимательством – тут гораздо больше возможностей для реализации творческой энергии.

Я не очень верю в попытки сделать из не самых сильных личностей, на очень зависимых условиях, больших артистов.

К моменту, когда я начал заниматься музыкальными маркетингом, компетенций было достаточно. Клиентов, приходящих за маркетингом оказалась больше, и моя востребованность в этой сфере оказалась выше. Мне важно быть в музыкальном бизнесе. Но какие задачи выполнять — это второстепенно. Мне нравится и саунд-продакшн, и работа на студии и видео. Вот только продажи — не моё. Не люблю общаться с большим количеством людей. Я интроверт 🙂

Есть ли желание работать удаленно?
Тут вопрос амбиций и желания. Есть философия удаленной работы, когда живешь в Азии, несколько часов в день работаешь, лежишь в гамаке, попиваешь холодные напитки, смотришь на океан. Мне это не близко.

Действительно, работа по большей части не привязана ко времени, за исключением каких-то релизов или встреч. На мой взгляд, работая удаленно, ты быстро потеряешь вес на рынке. Не сможешь встречаться с людьми, и постепенно тебя заменят тем, кто может. Нужно быть совершенно уникальным специалистом, чтобы быть незаменимым. И чтобы люди мирились с таким неудобством, как невозможностей встретится ни в какой день.

Если бы я хотел, уверен, мог бы построить работу и жизнь так, чтобы дел было мало, а времени на путешествия — много. Но у меня нет таких задач, и амбиции состоят в другом. Я много работаю, и мне это нравится. Становиться фрилансером, получающим удовольствие от жизни в безделье, пока не хочется.

С кем из артистов хотел бы поработать?
Noize MC. Это артист, на концертах которого я был чаще всего. Наверное, раз десять.Начиная с первого альбома. Тогда он приезжал в Краснодар. Много времени с тех пор прошло. Но в ноябре у него будет концерт, и я пойду! Мне близка его музыка, он интересен мне как человек. С удовольствием бы с ним поработал, если такая возможность представится. Так что если вы знаете кого-то из менеджмента Noize MC, то я готов! 🙂

Баста интересен. Его концерт был первым, на котором я был. Впечатление произвел. Тогда это был другой артист. Больше андеграунд. Не сказал бы тогда, что можно было ожидать текущей популярности.

Макс Корж крутой. Из ребят, которые выстрелили недавно… С Монеточкой прикольно было бы поработать. С Хлебом тоже, но глядя со стороны, не очень понимаю, чем я мог бы им помочь. Они и так молодцы, круто все делают.

Какие цели на ближайшее будущее?
Чтобы у артистов при словосочетании «музыкальный маркетинг», всплывало мое имя. Типа «Чувак, который скорее всего сможет помочь». Это из ближайшего. Если говорить дальше, то это работа в качестве менеджера на 360 градусов на партнерских долях с артистом. Еще дальше — это лейбл. Но мне ближе лейбл в понимании творческого объединения, когда это не столько компания, сколько союз творческих единомышленников. Мне кажется, эпоха продюсеров, которые с нуля проект придумывают и делают его, постепенно уходит. Знаю, что в Корее до сих пор так все делается, и почти все проекты у них продюсерские. В России же ценится честность и личность.

Можно сделать популярную песню, ее будут слушать. Но успешный проект на дальней дистанции так не сделаешь. А хочется делать именно такие. Хочется иметь возможность делать большие вещи. Меня вдохновляют истории Booking Machine, Gazgolder. Black Star тоже. Но не очень верю в попытки сделать не из самых сильных, на мой взгляд, личностей, на очень зависимых условиях, больших артистов. Люди все равно это чувствуют. Тут я не про “большую четверку”, а про новых артистов. Но время покажет.

Видеоверсия интервью тут: